Вопрос № 158:
Нам дозволено мясо, добытое людьми Писания, но кто такие люди Писания и какие условия должны быть, чтобы считать человека из людей Писания? Все ли мясо в России или где-либо в христианских странах считается мясом, добытым людьми Писания
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَطَعامُ الَّذينَ أوتُوا الكِتابَ حِلٌّ لَكُم
«Пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам».
[Сура «аль-Маида», аят 5]
В данном аяте имеется в виду мясо, которое принесли в жертву. Ранее мы обсуждали условия, поставленные учеными и необходимые для того, чтобы мясо было халялем (Вопрос № 88).
Что же касается самих людей Писания, то у ученых есть разногласия по поводу того, кого мы имеем в виду под этим обозначением. Группа правоведов считает, что люди Писания — это «бану Исраиль», сыны Исраиля, к которым были посланы Муса и ‘Иса, мир им. Приводится в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима, что когда Муса, мир ему, встретился с Хидром, тот сказал:
«Ты Муса, который был послан к бану Исраиль».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 122, т. 1, с. 35; Сахих Муслима, хадис № 2380, т. 7, с. 103; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 3149, т. 5, с. 214.
Что же касается ‘Исы, то Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَرَسُولًا إِلَىٰ بَنِيٓ إِسۡرَٰٓءِيلَ أَنِّي قَدۡ جِئۡتُكُم بِـَٔايَةٖ مِّن رَّبِّكُمۡ
«Он сделает его посланником к сынам Исраиля. Он скажет им: «Поистине, я пришел к вам со знамением от вашего Господа»».
[Сура «аль-‘Имран», аят 49]
Исходя из вышеприведенных аятов, понятно, что и Муса, и ‘Иса, мир им, оба были посланниками к сынам Исраиля, и в этом нет сомнений у мусульман.
После того как Всевышний Аллах вознес ‘Ису к Себе на небеса, у апостолов возникли разногласия: призывать другие народы или их призыв будет только среди «бану Исраиль»? У них был также лжеапостол по имени Павел, который никогда не встречался с ‘Исой, а, напротив, был враждебен к нему. Когда он понял, что можно уничтожить эту религию изнутри, то стал заниматься ухищрениями и строить козни, призывая к тому, что надо распространять это Писание и среди других народов. Некоторые из апостолов его поддержали. Таким образом лжеапостол Павел был первым, кто придумал это нововведение и вывел призыв ‘Исы, мир ему, за пределы народа «бану Исраиль». Именно по данной причине некоторые правоведы считают, что люди Писания — это только те, кто относится к «бану Исраиль», а также те, кто принял иудаизм или христианство до прихода нашего Пророка ﷺ. Опираются они также на то, что с его ﷺ приходом Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ ٱلدِّينَ عِندَ ٱللَّهِ ٱلۡإِسۡلَٰمُۗ
«Поистине, религия перед Аллахом — Ислам».
[Сура «аль-‘Имран», аят 19]
Из данного аята очевидно, что после прихода Ислама в этот мир не принимается никакая другая религия, и все народы, которые приняли христианство или иудаизм после нашего Пророка ﷺ, не причисляются к числу людей Писания.
Однако это мнение является слабым по нескольким причинам.
Во-первых: известно, что во времена Мусы, мир ему, люди, которые не относились к «бану Исраиль», принимали его религию. Среди них была Асия, женщина Фараона, а также колдуны, которые были из народа Фараона и которые также вошли в религию Мусы, и другие. Было много тех, которые приняли его религию, и из этого следует, что эта религия не была предназначена только для «бану Исраиль». Однако каждый, кто ее принимал, становился последователем Мусы, мир ему, даже если в основе своей призыв был предназначен для «бану Исраиль».
Во-вторых: утверждение, что христиане и иудеи — только те, кто был до нашего Пророка ﷺ, а также их потомки, — является слабым, потому что ученые Ислама во все времена относились к христианам и иудеям как к таковым даже после нашего Пророка ﷺ, и не относясь к ним, как к язычникам. И если церковь считает их христианами, а синагога — иудеями, то мы не вмешиваемся в их религиозные решения.
В-третьих: у многих возникает проблема — что люди Писания сегодня совершают многобожие, поклоняясь ‘Исе, мир ему, иконам и так далее. Однако между теми, кто был во времена Пророка, ﷺ и нынешними людьми Писания нет разницы: и те, и другие совершали ширк, поклонялись ‘Исе, мир ему, и его матери. Доводом на это являются слова Всевышнего в Коране:
وَلَا تَقُولُواْ ثَلَٰثَةٌۚ ٱنتَهُواْ خَيۡرٗا لَّكُمۡۚ
«Не говорите: «Троица». Прекратите, ведь так будет лучше для вас».
[Сура «ан-Ниса», аят 171]
Также Всевышний Аллах сказал:
وَقَالَتِ ٱلۡيَهُودُ عُزَيۡرٌ ٱبۡنُ ٱللَّهِ وَقَالَتِ ٱلنَّصَٰرَى ٱلۡمَسِيحُ ٱبۡنُ ٱللَّهِۖ
«Иудеи сказали: «Узейр — сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия (‘Иса) — сын Аллаха»».
[Сура «ат-Тауба», аят 30]
Представители данных религий говорили об этом во времена Пророка ﷺ и продолжают говорить в нынешнее время. Но, несмотря на это, Всевышний Аллах дозволил нам мясо животного, которое они принесли в жертву, сказав:
وَطَعامُ الَّذينَ أوتُوا الكِتابَ حِلٌّ لَكُم
«Пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам».
[Сура «аль-Маида», аят 5]
Таким образом, если те люди, которые сегодня называют себя людьми Писания, а это христиане и иудеи, принесли в жертву животное по тем условиям жертвоприношения, которые мы упоминали ранее, то дозволяется их жертвенное мясо для мусульман.
А Аллаху известно лучше.