Вопрос № 129:
Как правильно лечить сурой аль-Фатиха?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
По поводу рукъйа — лечения сурами Корана или мольбами, которые дошли до нас от Пророка ﷺ, — приводится в достоверных сборниках имамов аль-Бухари и Муслима от Айши, да будет доволен ею Аллах, которая передает:
«Пророк ﷺ читал сам себе аль-му’аууизат (последние две суры из Корана: «аль-Фалякъ» и «ан-Нас») и дул на свое тело, когда он был болен. Когда же его болезнь усилилась, я начала это делать за него: читала Коран, дула на него и протирала Пророка ﷺ его же рукой».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 4439, т. 6, с. 11; Сахих Муслима, хадис № 2192, т. 7, с. 16.
Это потому, что рука его является благословенной, как и все, что имеет отношение к нему.
Также приводится хадис в достоверном сборнике имама Муслима:
«Пророк ﷺ делал рукъйа последними сурами Корана для своей семьи».
— Сахих Муслима, хадис № 2192, т. 7, с. 16.
Также приводится в достоверных сборниках история сподвижника, который прочитал Суру аль-Фатиха вождю одного племени, который был болен от укуса ядовитого насекомого. После этого он исцелился, и ему дали за это награду — стадо овец. Пророк ﷺ обрадовался этому и сказал:
«Дайте мне из этого долю».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 5007, т. 6, с. 187; Сахих Муслима, хадис № 2201, т. 7, с. 19.
То есть он это узаконил, поэтому рукъйа является дозволенной, как и дозволено брать за нее плату.
Известно, что читается рукъйа либо три раза, либо семь раз, как это приводится в достоверных хадисах[1]. Мне не известно другое количество повторений, кроме этого.
Что же касается времени, то мне не известен определенный период для этого, однако надо читать рукъйа, когда есть необходимость в этом, потому что это лечение от болезней.
Однако здесь надо обратить внимание, что Пророк ﷺ сказал:
«Семьдесят тысяч, которые войдут в Рай без расчета, без спроса и без наказания, — это те, которые не просят, чтобы им прочитали рукъйа».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 5705, т. 7, с. 126; Сахих Муслима, хадис № 218, т. 1, с. 137.
Поэтому просить, чтобы тебе прочитали рукъйа, является нежелательным. Но если тебе прочитали без твоей просьбы — нет проблем. Передается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, читала на Пророка[2] ﷺ, и Джибриль, мир ему, читал на него рукъйа, как это приходит в достоверных сборниках[3].
Таким образом, если тебе прочитали рукъйа без твоей просьбы, то это является дозволенным. Если же ты просишь, чтобы тебе прочитали рукъйа, то это является нежелательным, кроме как в тех ситуациях, когда ты не можешь сам прочитать. Например, человек сильно болен, и он нуждается, чтобы кто-то ему помог, как в истории Айши, да будет доволен ею Аллах, которая читала рукъйа Пророку ﷺ при усилении его болезни. В этих случаях дозволяется прибегнуть к помощи специалистов в области рукъйа, которые отвечают следующим критериям:
- чтобы они были праведными людьми;
- чтобы у них были правильные вероубеждения;
- чтобы они разбирались в этой науке.
Есть знающие люди, которые изучают эту область религии, пишут об этом книги, составляют статьи, делают передачи. Поэтому, если человек изучает эту специализацию, он должен обучиться у них всем деталям, которые касаются этой отрасли. Он должен спрашивать у знающих людей, которые разбираются в этом, имеют доводы и принесут вам пользу, если пожелает Аллах.
А Аллаху ведомо лучше.