Вопрос № 126:
Может ли женщина сама себя выдать замуж, если ранее уже состояла в браке и обеспечивает сама себя?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
По поводу этой темы Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе:
«Нет никяха, кроме как с уали (опекуном)».
— Имам Аль-Бухари приводит это предание как оглавление в своем Сахихе в книге «О браках»[1].
Слова Пророка ﷺ являются ясными и касаются всех женщин без исключения. Любая женщина, желающая заключить брачный союз, должна иметь уали (опекуна), который выдает ее замуж, независимо от того, была она ранее замужем или нет.
Единственная разница в том, что та, которая однажды уже состояла в браке, должна сказать явно и открыто о своем согласии выйти замуж. Что же касается девушки, которая еще не была замужем, то достаточно ее молчания для выражения согласия[2]. Потому что, как правило, подобные девушки не могут открыто говорить об этом с родителями из-за стеснения. Таким образом, и та, и другая выдаются замуж опекуном, которым, прежде всего, является ее отец. Если же нет отца, то это самые ближайшие родственники с его стороны: дед, братья отца, родные братья девушки, взрослые сыновья этой женщины. Наличие одних не дает уже права другим выдавать ее замуж, то есть при наличии отца — дед не может выдать ее замуж; при наличии деда — дяди не могут выдать ее замуж; при наличии дядьев — родные братья не могут выдать замуж сестру и т. д. Когда есть более близкий, то дальний не имеет права выдать ее замуж, кроме как с позволения близкого.
Если женщина может сама себя обеспечивать, то может и поставить в известность своего будущего мужа в том случае, когда финансовая сторона является препятствием для женитьбы. Потому что бывает так, например, в случаях многоженства и не только, что многие мужчины не могут жениться из-за того, что не в состоянии обеспечивать одну или две семьи. И если она скажет: «Когда я стану твоей женой, тебе не нужно будет выделять на меня деньги, потому что я сама себя обеспечиваю, и эту обязанность я снимаю с тебя. Ты просто предоставь мне жилье и приходи в те дни, в которые обязан приходить, деля между женами», — то в этом нет проблем, и подобное является дозволенным. Она может это сделать, в особенности, если эта женщина уже в возрасте и у нее есть дети. Конечно же, ей лучше выйти замуж на таких условиях, чем вообще не выходить. И она вправе снимать таким образом обязательства со своего мужа, как это приходит в Сахихе аль-Бухари в истории Сауды, матери правоверных, которая отдала свою ночь Айше[3], да будет доволен ими Аллах, побоявшись того, что она может быть разведена по причине ее старости. Сауда уже не видела в этой ночи для себя необходимости и, зная, что Пророк ﷺ больше всех из своих жен любит ‘Айшу, отдала ночь ей.
Поэтому лучше всего женщине снять какие-то обязательства с человека, чтобы выйти за него замуж, нежели она вообще останется незамужней. Это является дозволенным.
А Аллаху ведомо лучше.
Дополнение к вопросу: если родители разведены, и отец не поддерживает отношений с детьми, имея враждебные отношения с бывшей женой и с ними, то может ли другой родственник выдать девушку замуж?
С отца не спадает опекунство, и даже если он развелся и враждует с матерью, то дочка не может выйти замуж без его разрешения. Однако если он не имеет никакого к ним отношения, уехал, и его нельзя найти, и даже если и нашли, но он не соглашается выдавать ее замуж, не исполняя свою обязанность, — то в таком случае опекунство переходит к наиболее близкому родственнику этой девушки.
А Аллаху ведомо лучше.