Вопрос №106:
Можно ли читать молитву с закрытыми глазами, если это помогает лучше сосредоточиться?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Что касается молитвы с закрытыми глазами, то большинство ученых считают это нежелательным, исходя из того, что это уподобление иудеям, которые, как известно, молятся подобным образом. Мнению большинства ученых трудно противоречить, ведь такое огромное количество правоведов не может просто так что-то сказать, поэтому нужно быть внимательным.
Однако при наличии некоторых причин разрешается закрывать глаза, если это поможет достичь смирения в молитве. Например, если человек присматривает за детьми дома, и настало время молитвы, которую он обязан выполнить, и ему приходится молиться при бегающих вокруг детях, мешающих его смирению, — то в таком случае нет проблем, если он закроет глаза. Также, если человек находится на рынке, и ему приходится совершать намаз так, что рядом или вокруг него ходят люди или ездят машины, отвлекая его от молитвы, — нет ничего страшного, если он закроет глаза, чтобы лучше сосредоточиться.
Для совершения молитвы с закрытыми глазами должна быть причина. Если человек, придя в мечеть, просто так решил помолиться с закрытыми глазами, то, по мнению большинства ученых, это является нежелательным, так как в этом уподобление иудеям в их молитвах. И как передается от нашего Пророка ﷺ
مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ
«Тот, кто уподобился какому-то народу, то он из них».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 4031, т. 4, с. 204; Муснад Ахмада, хадис № 5114, т. 9, с. 123.
Часто мы видим людей, которые во время чтения или заучивания Корана сидят и покачиваются, что также является уподоблением иудеям, которые читают Таурат, наклоняясь назад и вперед. К сожалению, многие мусульмане практикуют подобное, не подозревая о схожести с иудеями в этом, от которой мы должны отдаляться. Как известно, глава уподобления неверным — это великая глава, и Пророк ﷺ пришел с правилами, в которых ясно разъяснил, что мусульманская Умма не может уподобляться неверующим, особенно если это касается вопросов религии и поклонения.
А Аллаху ведомо лучше.