Вопрос №74:
Можно ли давать садакъа за умершего? Делал ли так Пророк ﷺ и сподвижники?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые единогласны в том, что за умершего дается садакъа и совершаются такие виды поклонения, как хадж, ‘умра, пост. Что же касается остальных видов поклонения, то в них есть разногласия: кто-то разрешает, а кто-то — нет.
На дозволенность садакъа указывает хадис в сборнике имама Бухари, да помилует его Аллах, в котором один человек сказал, что его мать умерла в его отсутствие, а узнал он об этом, когда вернулся домой. И он спросил Пророка ﷺ: «Могу ли я дать за неё милостыню?» На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, ты можешь дать за неё милостыню» [1].
Теперь остается вопрос: какое садакъа можно сделать за умершего: за мать, отца, деда и так далее? Нет сомнения, что самое лучшее садакъа — это Уакъф, милостыня, которая останется на долгое время и будет приносить пользу на протяжении долгих лет или даже веков. Мы знаем, что до сих пор в Хиджазе имеет место садакъа аль-Уакъф ‘Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, который приносит пользу около 1400 лет. Поэтому те люди, которые хотят сделать милостыню за своих близких и родственников, пусть делают Уакъф.
Уакъф — это нечто ценное, что даёт прибыль на протяжении долгого времени. Например, это земля или дом, или какая-то компания, то есть то, что даёт доход постоянно, или постройка мечети и тому подобное. И это несомненное благо для умершего, что принесет ему, с дозволения Аллаха, великую пользу.
На сегодня тематика Уакъфа почти забыта в наших странах. Но если не мы, мусульмане, то кто напомнит об этом, кто начнет практиковать Уакъф, кто начнет заниматься этим? Поэтому мы должны думать о том, чтобы принести пользу этой Умме. И милостыня за человека должна быть не просто так, что сегодня раздали еду, поели и забыли. Нет! Это должна быть такая милостыня, которая долгое время будет приносить пользу, и это самое лучшее садакъа как для умершего, так и для тех, которые остались живыми. Поэтому надо обратить внимание на вопрос Уакъфа, который, конечно же, имеет свои научные обоснования и обусловлен различными деталями. И те, кто хочет сделать Уакъф — самую лучшую милостыню, — пусть спросят у тех, кто имеет знания, как это правильно сделать, пусть научатся и сделают это для своих родителей или близких людей.
А Аллаху ведомо лучше.