Вопрос №85:
Можно ли делать масх на тонкие носки?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Известно, что в Сунне нашего Пророка ﷺ нет ни одного достоверного хадиса, который бы указывал на то, что Посланник Аллаха ﷺ делал масх на носки. А те хадисы, которые мы находим в достоверных сборниках Сунны, указывают на «хуффайн» — кожаные ноговицы, которые носили в то время. Поэтому большинство ученых считает, что запрещается делать масх на простые носки.
Однако некоторая часть ученых полагает, что дозволено делать масх на носки. Их доводом является то, что пришло достоверно от некоторых сподвижников, что они делали масх на носки, и если бы подобное действие было запрещено, то они первые, кто оставил бы это. Поэтому если сподвижники делали протирание на носки — это указывает на дозволенность масха. Даже если некоторые ученые сказали обратное, нам достаточно того, на чем были сподвижники Пророка ﷺ, учитывая, что это является достоверным. Указал на это имам ибн аль-Мунзир в своей книге в «аль-Аусат», а также другие имамы с достоверными иснадами от сподвижников. Поэтому человеку разрешается делать масх на носки.
Однако носки должны отвечать некоторым условиям.
Во-первых: они должны скрывать ту часть ноги, которую человек обязан омывать.
Во-вторых: эти носки человек должен надеть после того, как взял омовение. Передается в достоверном сборнике имама Бухари и Муслима в хадисе аль-Мугъиры ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, который, наклонившись, хотел помочь Пророку ﷺ снять ноговицы для омовения, а он сказал:
«فَإِنِّي أَدْخَلْتُهُمَا طَاهِرَتَيْنِ»
«Я надел их на чистые ноги»[1]
То есть Пророк ﷺ надел их на чистые ноги, которые были омыты. Поэтому, повторюсь, условием для масха является то, чтобы человек надел их в то время, когда он находится в состоянии омовения.
В-третьих: чтобы эти носки держались на ноге и не были разорваны настолько, что падают с ног. Если же есть небольшие повреждения носков, то в этом нет проблем, но если повреждения большие и видна большая часть кожи ноги, то является запретным делать масх на них.
В-четвертых: срок, в течение которого можно делать масх, ограничен одними сутками для мукъима и тремя для путника, как на это указывает достоверный хадис от Али ибн Абу Талиба[2], да будет доволен им Аллах.
Таким образом, человек имеет право делать масх на носки в случае соблюдения вышеизложенных условий.
А Аллаху ведомо лучше.