Вопрос №66:
Можно ли читать намаз за имамом, если есть подозрение, что он аш’арит?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Мы говорили не раз: что касается молящегося за человеком, есть несколько ситуаций этой молитвы.
Первая: молитва за человеком, которого он не может поменять, то есть это имам-ратиб (установленный) в той или иной мечети, и нет мечети вокруг, в которую бы он мог ходить, кроме этой. Соответственно, если он видит имама, который противоречит в каких-то основах религии, но не выходит по этой причине из Ислама и является мусульманином, то он за ним молится.
А, как известно, аш’ариты являются мусульманами, и я не знаю разногласия у ученых в этом вопросе. Есть слова, которые можно понять двояко, но ясных слов от имамов, сказавших, что они не являются мусульманами, мне не известно, поэтому они являются мусульманами. И если такой человек является имамом, и он не в силах его поменять, и нет других мечетей рядом, — то, конечно же, он за ним молится.
Вторая: если он может поменять имама, то есть, например, это мечеть, которую построил он, его отец, или их родовая мечеть, и он вправе менять там имамов, ставить, кого он хочет, — в этом случае он не ставит туда аш’арита, а ставит человека из «Ахлю Сунна», однозначно.
Третья: если рядом есть другая мечеть, где молятся «Ахлю Сунна», и он может молиться в ней, то ему следует молится именно в этой мечети.
А Аллах знает лучше.