Ответы на вопросы

Можно ли обращаться в неисламские суды?

Вопрос №111:
Мы живем в Нальчике. Можно ли нам обращаться в суд для восстановления своих прав? Шариатских судов у нас нет. Другого способа восстановить свои права тоже нет. Речь идет о материальных правах: группа мусульман работала на человека по договору, а деньги нам не выплатили. Работодатели покинули республику, найти их невозможно, так как они скрываются. И вообще, просьба осветить вопрос обращения в суд или правоохранительные органы в странах куфра.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Аллах узаконил для Своих рабов определенные нормы, и нет сомнения, что необходимо следовать этим исламским нормам. Аллах, Свят Он и Велик, спрашивает:

 أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ ۚ 

«Разве они хотят закон времен невежества?»
[Сура «аль-Маида», аят 50]

Этот вопрос указывает на неприятие законов времен невежества, в которых преобладали озлобленность, несправедливость и агрессия. Аллах порицает все эти качества и поэтому ниспослал пророкам и посланникам то, что является благом для всех людей и приносит им пользу в этом и следующем мирах. Поэтому основа в том, что верующий человек следует своей вере во всем, что касается его жизни.

Однако сегодня ситуация такова, что огромное количество мусульманских народов живут в странах, которые не используют законы Ислама. В связи с чем часто задается вопрос: «Как им относиться к законам в тех странах, где они проживают?»

Следует сказать, что и в законах других конфессий есть то, что преследует справедливость, доброту, снятие агрессии и другие благие цели. Пророк ﷺ даже одобрил некоторые законы многобожников, живших в Мекке, потому что в них было благо. Есть такие нормы среди них, не касающиеся религии, которые, несомненно, приносят пользу людям. Например, правила дорожного движения, нарушение которых приводило бы к многочисленным катастрофам и трагедиям.

Таким образом, установленный законами порядок, касающийся сохранения жизни человека, чистоты окружающей среды, безопасности движения, здоровья населения, и многие другие нормы — все это для пользы самих людей. И все люди единогласны в том, что они должны отдаляться от того, что приносит им вред.

Но сейчас речь не об этом. Мы говорим о вопросах, связанных с имуществом людей, их честью, о вопросах, касающихся женитьбы и развода, наследства, а также крови. Например, произошло убийство, либо случайно, либо преднамеренно. Когда затрагивается что-то из этого, то, несомненно, люди требуют свои права. Ученые сказали, что в основе своей мусульмане разбирают эти вопросы только по исламским законам. Тогда каким образом разбирать их в немусульманских странах?

Мусульманам разрешается прибегать к другим законам только при наличии четырех условий.

Первое условие: отсутствие исламских законов там, где они живут, и отсутствие таковых в соседних странах. Если рядом есть страна, в которую человек может поехать вместе с тем, с кем у него спорный вопрос, и там найти выход из этой ситуации согласно Исламу, то ему следует это сделать. Если же никто им не может помочь ни в их стране, ни в соседней, то в этом случае они могут прибегнуть к неисламским законам, чтобы найти выход из ситуации.

Второе условие: должна быть совершена несправедливость: нанесен вред; не выполнены обязанности; нарушены права; что-то украли; избили; работал и ему не отдали деньги и т. п. Во всех подобных ситуациях, если он не имеет исламского закона поблизости, то у него есть право обращаться к законам той страны, в которой он проживает. Разрешается ему это только потому, что другого выхода нет. И если не будет никакого механизма против преступников, то эти преступления распространятся, и станет еще хуже.

Третье условие: если результат решения суда превышает его право, которое дает ему шариат, то он должен отказаться от лишнего. Например, разведенные мужчина и женщина не могут разделить имущество. В связи с этим они обратились в местный суд, который решил разделить их имущество пополам, что и практикуется в европейских странах и в той стране, откуда был задан вопрос. В этом случае супруга не имеет права брать половину имущества, потому что, согласно шариату, ей не причитается половина. Она может взять только то, что сама заработала и имеет на это доказательства. То, что сверх этого, — не принадлежит ей, и следует вернуть бывшему мужу.

Другой пример: два торговца, у которых проблема в бизнесе, не смогли найти решение и обратились в суд. По решению суда товар разделили между ними пополам, хотя один из них претендовал только на треть, но этот закон дал ему больше того, на что он рассчитывал. В таком случае он не имеет права брать половину, несмотря на то, что суд ему присудил ее. Он должен взять только то, что позволяет ему Шариат, вернув остальное владельцу.

Четвертое условие: люди, обратившиеся в неисламский суд, должны ясно знать и быть уверенными в том, что они сделали это по крайней необходимости, и в том, что справедливым, подходящим и нужным является только суд по закону Аллаха. Они обратились к этому закону для того, чтобы защитить себя от угрозы или вернуть отнятые у них права, но они должны быть убеждены в том, что этот закон не подходит ни близко, ни далеко к законам, ниспосланными Всевышним, и не сравнится с ними.

Это основные условия, которые упоминают ученые.

Также они приводят историю Юсуфа, мир ему, из Корана:

مَا كَانَ لِيَأْخُذَ أَخَاهُ فِي دِينِ الْمَلِكِ إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّهُ

«(Йусуф) не мог бы оставить у себя своего брата по закону правителя, если бы не пожелал Аллах».
[Сура «Юсуф», аят 76]

Юсуф, мир ему, живя по законам царя в этом государстве, не мог забрать своего брата. Что он сделал? Он обратился к сыновьям Исраиля A и спросил: «Как у вас наказываются воры?» И они сказали: «Наши воры наказываются попаданием в рабство», и он сказал: «Тогда мы его накажем так же, как у вас это принято».Таким образомон забрал своего брата по законам религии Исраиля A — их отца.

Отсюда мы видим, что в основе человек возвращается к Откровению, которое ниспослал Аллах своим пророкам и посланниками. Однако при тех условиях, которые мы объяснили, ему дозволяется при крайней необходимости обращаться к тем законам, которые противоречат Исламу.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.