Вопрос № 195:
«Можно ли брать плату за обучение чтению Корана? Чему может обучать человек? Например, может ли он проводить уроки тасхиха, если у него нет иджазы, или читать книгу, которую он не проходил с учителем? Дайте, пожалуйста, советы для требующих знание».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
На эту тему есть разные мнения у ученых. Все эти мнения, в основном, возвращаются к четырем доводам.
Первый довод — это аяты из Корана:
وَيَٰقَوۡمِ لَآ أَسۡـَٔلُكُمۡ عَلَيۡهِ مَالًاۖ إِنۡ أَجۡرِيَ إِلَّا عَلَى ٱللَّهِۚ
«О мой народ! Я не прошу у вас за это богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах».
[Сура «Худ», аят 29]
قُل لا أَسأَلُكُم عَلَيهِ أَجرًا ۖ إِن هُوَ إِلّا ذِكرىٰ لِلعالَمينَ
«Скажи: «Я не прошу у вас вознаграждения за него. Это, не что иное, как Напоминание для миров».
[Сура «аль-Ан’аам», аят 90]
Это изречения Пророков, которые приходили к своим народам с посланием и говорили им: «Мы не просим у вас имущества и вознаграждения за то, что передаем вам откровения, обучаем, воспитываем, делаем назидания, показываем то, что необходимо делать, а чего надо сторониться».
Второй довод — хадис, который передает имам Абу Дауд, да помилует его Аллах, где говорится, что один из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ обучил другого Корану, за что тот принес ему лук для стрельбы в качестве платы за обучение. Когда он пришел к Пророку ﷺ, то сказал ему: «Я обучил человека Корану, а он мне принес лук как плату за обучение, и я нуждаюсь в этом оружии, чтобы использовать его на пути Аллаха». На что Пророк ﷺ ответил:
«Если ты желаешь, чтобы это было окутано вокруг тебя огнем, то прими это».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 3416, т. 3, с. 453; Сунан Ибн Маджа, хадис № 2157, т. 3, с. 522[1].
Третий довод — хадис, который передали имамы Бухари и Муслим, да помилует их Аллах, в своих достоверных сборниках, когда Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, прочитал вождю одного племени суру «аль-Фатиха» семь раз, сделав рукъйа, и тот вылечился, а Абу Са’ид взял за это плату в тридцать овец. Когда он сообщил об этом Посланнику Аллаха ﷺ, тот не порицал его за это и даже сказал:
«А откуда ты узнал, что она служит заклинанием? Заберите овец и выделите мне долю».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2276, т. 3, с. 92; Сахих Муслима, хадис № 2201, т. 7, с. 19.
Четвертый довод — хадис, который передали имамы Бухари и Муслим, да помилует их Аллах, в котором приводится история женщины, которая вышла замуж за бедного сподвижника за то, что было у него из Корана. Сказал Пророк ﷺ:
«Я выдал ее за тебя замуж, научи ее тому, что у тебя из Корана».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 5029, т. 6, с. 192; Сахих Муслима, хадис № 1425, т. 4, с. 143.
Исходя из этих четырех текстов, ученые в данном вопросе разделились на приверженцев нескольких мнений.
Первое мнение: ни при каких обстоятельствах не разрешается брать плату за Коран и шариатские науки. Доводом они берут некоторые тексты из тех, что мы уже упомянули. Тексты, которые против них, они объясняют тем, что это было частным случаем в вопросах рукъйа и никяха. Неизвестно, чтобы сподвижники обучали Корану или шариатским наукам и брали за это деньги.
Второе мнение: разрешается брать плату, и нет никаких проблем в этом. Доводом они берут хадис никяха и хадис рукъйа; что касается хадиса от Абу Дауда, то ученые этой группы считают данный хадис слабым, так как в его иснаде есть слабые передатчики[2]. Что же по поводу упомянутых аятов, то они говорят, что в них идет речь об основах Откровения, и это касается Посланников и Пророков, но не их последователей.
Третье мнение: разрешается брать плату за Коран и шариатские науки, но неприемлемо назначать для этого определенную цену. Человек, у которого есть знания, должен им обучать остальных. Если ему за это заплатят, то нет ничего страшного в этом, но он не ставит это условием.
Четвертое мнение: можно брать плату тому, кто нуждается. Если же у человека есть имущество, которого ему хватает, то лучшим для него будет не брать за это плату. Это мнение выбрал Шейх аль-Ислям ибн Таймийя, да помилует его Аллах, и, как будто бы, оно является наиболее сильным. Доводом на это он использовал аналогию с тем, кто воспитывает сироту.
Говорит Всевышний Аллах в Коране:
كَانَ غَنِيّٗا فَلۡيَسۡتَعۡفِفۡۖ وَمَن كَانَ فَقِيرٗا فَلۡيَأۡكُلۡ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ
«Кто богат, пусть воздержится (и ничего не берет с имущества сироты), а кто беден, пусть ест согласно мере».
[Сура «ан-Ниса» аят 6]
Этот аят указывает, что тот, кто наблюдает за сиротой и не имеет иного имущества, кроме имущества сироты, может брать из этого имущества столько, сколько ему необходимо, чтобы он прожил.
Что касается шариатских книг, то человек не имеет права преподавать их, не имея знания. Знания в нашей религии переходят только от ученых к ученикам. Они не переходят посредством простого чтения книг, когда человек, прочитав, подумал, что он ее понял, и начинает ее преподавать. Это является неправильным. Он должен изучить книги определенного уровня, разных степеней. Затем, когда он постиг эти книги, понял их, то нет проблем, если он берет какую-то новую книгу, которую он не читал со своим устазом.
Например, человек изучил «Комментарии к книге имама ат-Тахауи» со своими учителями и познал ее, но в его обществе нет людей, которые поймут книгу этого уровня. Если он возьмет издание, которое меньше, например «Блеск убеждений» Ибн Къудамы, хотя он не читал ее своим учителям, то это дозволяется. Тот факт, что он изучил с шейхом намного глубже и больше, чем «Блеск убеждений», дает ему возможность преподавать эту книгу.
Если же он прошел только «Три основы» или «Отведение сомнений», то у него нет таких знаний, чтобы преподавать книгу имама ат-Тахауи и ей подобные. Оценивается именно уровень знаний человека. Это касается всех шариатских наук, будь то акъыда, таджуид, усуль аль-фикх и другие.
Наличие иджазы не является обязательным условием, хоть это и лучше. Главное, чтобы у человека имелись знания в этих науках. Не все ведь могут получить иджазаты от ученых. Поэтому, если он изучил определенные книги со своими учителями, которые имеют знания, то на основе этих знаний он преподает пройденные им книги и то, что ниже них в этой науке.
А Аллаху ведомо лучше.