Вопрос №208:
Расскажите о положении тех, кто употребляет пиво «нулевку», и курит сигареты с къыстом вперемешку с табаком?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Распитие таких напитков, как пиво, шампанское и им подобных веществ, в которых нет алкоголя, не является запрещенным, кроме как если в этом нет уподобления неверующим. Суть вещей заключается не в именах, а в их значениях, то есть как бы их не называли, суть в составе этого напитка, а не в названии.
Некоторые спиртные напитки сегодня называют такими названиями, которые могут запутать человека, поэтому не надо смотреть на названия. Как бы этот напиток не назывался — это не имеет значения, так как значение имеет его состав.
Если это алкогольный напиток, то даже если его назвали самым лучшим, приятным и праведным названием в мире, он останется алкоголем, и, соответственно, он запретен. Если же это то, что Всевышний Аллах дозволил, то даже если его назовут самым мерзким, ужасным и неприемлемым названием, он останется по прежнему дозволенным напитком. Для того, чтобы утверждать харам ли это или халяль, необходимы доводы из Священного Корана и достоверной Сунны.
Однако, необходимо осознавать, что подобные названия являются уподоблением неверным в их спиртных напитках, поэтому не надо их называть таким образом. Необходимо поменять их названия согласно их составу, например, пшеничный или виноградный сок и тому подобное.
Если человек будет распивать при людях пусть даже и безалкогольный напиток, но названный пивом, и это приведет к недопониманию людей этого, то надо от этого отказаться. Потому что если в той или иной стране у спиртных напитков есть такие же одноименные названия напитков, но в составе которых не содержится алкоголь, распивая которые, его, к примеру, увидели люди, то как они поймут, пьет ли он пиво или пьет безалкогольный напиток, ведь этикетка одна и та же? Поэтому надо отдаляться от подобных сомнительных действий, иначе это может привести к ложному представлению общества морального облика мусульман.
Таким образом, если мусульманин хочет выпить такой напиток, то пусть делает это дома, в кругу семьи. Потому что есть такой же напиток с такой же оболочкой, который является запретным. Поэтому на людях распивать такие напитки, даже если они халяльные, является неприемлемым.
Здесь следует упомянуть самое главное правило, которое приходит в хадисе от Джабира, да будет доволен им Аллах, от Посланник Аллаха ﷺ, который сказал:
«То, что опьяняет в большом количестве, в малом является запретным».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 3681, т. 4, с. 58; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1865, т. 3, с. 442[1].
Если человек выпьет несколько литров этого напитка и не опьянеет от этого, то это является халялем. Однако, если он выпьет несколько литров и опьянеет от этого, то даже малая часть этого – то, что не опьяняет – является харамом.
Например, если человек выпьет три-четыре литра этого напитка и почувствует опьянение, но, выпив одну, две или даже пять рюмок того же напитка, он не почувствует опьянения, то на это мы скажем, что даже один глоток из него уже является харамом. Потому что то, что опьяняет в большом количестве – в малом является харамом.
В то же время, наоборот, то, что не опьяняет в большом количестве, сколько бы ты не выпил, даже если там есть алкоголь, этот напиток является дозволенным. Предположим, в 10 литров воды добавили одну каплю спирта, и даже если он выпьет все эти 10 литров, то он не опьянеет от этого. Поэтому эта вода является халялем и не является алкоголем.
Однако это не означает, что кому-то дозволяется капать туда алкоголь, то есть это действие запретно. Одно дело – когда мы говорим, что такой-то напиток является алкоголем или нет, другое дело — это добавлять в эту воду алкоголь. Даже если эта жидкость не станет алкоголем, подобное является запретным.
Аналогичное суждение мы можем встретить в вопросах наджаса (нечистоты): когда, например, капля наджаса попадает в воду и не изменяет ни его запаха, ни вкуса, ни цвета, то эта вода чистая. Но есть люди, которые не захотят эту воду пить или брать ею омовение. Поэтому это не означает, что человеку теперь можно добавить каплю наджаса в воду, нет. Этого нельзя делать! Однако законоположение этой воды имеет определенные рамки, которые установлены шариатом, и касается это как алкогольных напитков, так и воды, которой можно брать омовение, пить и т. д.
Поэтому мусульманин не выходит за рамки того, что установлено.
Что касается сигареты из къыста, то если с ним присутствует табак, то курить это является запретным. Если же в нем только къыст, и нет в этом уподобления тем, кто курит сигареты, то нет проблем, когда курение кыста делается для лечебных целей и отдельно дома.
Но если с къыстом смешан табак, или курение кыста подобно тому, как это делают курильщики, то это является запретным, потому что здесь есть уподобление.
Аллаху ведомо лучше.