Вопрос №212:
Дозволено ли пить воду стоя?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного дня.
Насчет данного вопроса пришли хадисы различного значения. Имам Муслим, да смилостивится над ним Аллах, приводит в своем достоверном сборнике от Анаса ибн Малика и от Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ запрещал пить стоя[1].
Однако в хадисе, который приводят имам аль-Бухари и Муслим, да смилостивится над ними Аллах, от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, говорится, что он сказал:
«Я напоил Пророка ﷺ, и он выпил из воды зам-зам, будучи стоя».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 1637, т. 2, с. 156; Сахих Муслима, хадис № 2027, т. 6, с. 111.
А также имам аль-Бухари привел от ‘Али, да будет доволен им Аллах, который выпил воду стоя, что не понравилось некоторым людям, на что он ответил:
«Поистине, некоторым людям не нравится, чтобы пили стоя, и, поистине, я видел Пророка ﷺ, который сделал то же самое, что вы видели от меня».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 5615, т. 7, с. 110; Сунан Абу Дауда, хадис № 3718, т. 4, с. 71[2].
Как объединить эти два хадиса? Ученые объясняют, что в хадисах, в которых якобы говорится о запрете, имеется в виду нежелательность. В хадисах, в которых говорится о дозволенности, имеется в виду разрешение, потому что не может быть хадис дозволяющим и запрещающим одновременно.
Но в другом хадисе, когда Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает, что Пророк ﷺ пил стоя, и от ‘Али, довольство Аллаха над ним, приводится то же самое, — явное доказательство того, что это не является харамом, что это дозволено.
Однако лучше, конечно же, пить сидя. Но если в определенной ситуации, при каких-то обстоятельствах, например, вокруг находятся люди и тому подобное, человек выпьет стоя, то нет в этом ничего страшного.
А Аллаху известно лучше.