Вопрос №64:
Раскройте, пожалуйста, вопрос платы за хиджаму. Сказали, что есть три мнения: разрешают; полностью запрещают; запрещают, но разрешают как награду за благодарность.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В этом вопросе есть много разных мнений. Однако, как говорит поэт: «الرَّأْيُ لَيْلٌ وَالْحَدِيثُ نَهَارُ», — «Мнение является ночью, в то время как хадис является днем и светом». Поэтому во всех вопросах надо возвращаться к Сунне нашего Пророка ﷺ.
По поводу хиджамы нам известно два наиболее достоверных хадиса:
1. Это хадис, который передал имам Муслим, где Пророк ﷺ сказал: «Цена, которую задают за хиджаму, является мерзкой»[1].
2. Из другого хадиса, который приводят Бухари и Муслим, известно, что Пророк ﷺ позвал делающего хиджаму и заплатил ему[2].
Ученые совместили эти два хадиса, потому что если на первый взгляд хадисы противоречат друг другу, то надо найти возможность совместить их. Таким образом, они сказали, что в том хадисе, где утверждается, что оплата этой профессии является мерзкой, не говорится о том, что она является запретной. Тем более, если мы находим в Сунне нашего Пророка ﷺ достоверно, что он заплатил тому, кто сделал ему хиджаму.
Ученые также говорят, что эта профессия и плата за нее у арабов с тех времен и до сегодняшнего дня считается работой не самого высокого уровня. Исходя из этого заработок, который исходит от данной профессии, не является самым лучшим заработком, и Пророк ﷺ подтвердил это своей Сунной. Причиной этому является то, что он связан с наджасом, с какими-то болезнями и так далее.
Однако это не означает, что такого рода заработок является запретным. И если бы это было запретным, то Пророк ﷺ не давал бы плату тому, кто ему сделал хиджаму. Поэтому тот, кто занимается этим, имеет право назначать цену в тех разумных рамках, которые существуют на рынке этой деятельности среди подобных специалистов.
Таким образом, нет греха на том, кто назначил цену и берет деньги за хиджаму, и на том, кто платит за хиджаму.
А Аллаху ведомо лучше.