Вопрос №57:
Можно ли работать там, где работодатель не мусульманин?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Большинство ученых разрешили работу, где работодатель не мусульманин, и берут они на это довод из Сунны Пророка صلى الله عليه وسلم в хадисе, который передает Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, у имама Ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, что один из мусульман работал у иудея за финики, которыми он ему платил[1]. Поэтому большинство ученых Ислама дозволяют это.
Однако они ставят два условия:
1. Чтобы работа не была запретной сама по себе. Нельзя работать, например, в цеху, где производят спиртное, или на комбинате, где разделывают свинину, и тому подобное, будь работодатель мусульманином или нет.
2. Чтобы эта деятельность не была связана непосредственно с личностью работодателя не мусульманина, то есть нельзя работать у него прислугой, обслуживать его: наливать чай, готовить еду, стирать одежду и т. д. Такая работа запрещена, потому что Аллах сказал в Коране:
وَلَن يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً
«Аллах не сделал для неверующих над мусульманами пути».
[Сура «ан-Ниса’», аят 141]
То есть они не могут быть выше мусульман. Поэтому когда человек индивидуально работает на личность этого не мусульманина, в том, что касается его частных дел (например, личный парикмахер, личный повар, чистильщик обуви или одежды), — это является запрещенной работой. Мусульманин не может унижаться перед не мусульманином и работать, обслуживая его.
А Аллаху ведомо лучше.