Вопрос №59:
Работаю в организации, где штрафуют за опоздания и за другие оплошности во время работы. Можно ли ставить штрафы по Шариату? Если да, то какие условия для этого и кого можно штрафовать?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые разногласят по поводу того, есть ли в шариате наказания штрафами: часть ученых дозволила это, часть — запретила. И это разногласие настолько глубокое и объемное, что не предполагает объяснений в подобном формате в полной мере. Однако даже те, кто позволил имущественные штрафы в шариате, ставят условия, чтобы этот штраф назначил правитель мусульман или тот, кто его замещает, – то есть те, кто по его велению занимается подобными делами.
Исходя из контекста вопроса ясно, что суть его не имеет отношения ни к правителю мусульман, ни к его заместителю. Если мы скажем, что штраф в Исламе запрещен вообще, то он тем более запрещен в том, что касается этого вопроса. Если же мы скажем, что он запрещен, если только не исходит от правителя мусульман, то в данном вопросе он также является запрещенным. Основой этому являются слова Аллаха:
لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ
«Не пожирайте своего имущества между собой незаконно».
[Сура «Ан-Ниса’», Аят 29]
То есть штраф является незаконным имуществом, что является запретным.
Однако здесь есть одна деталь, на которую надо указать. Бывает так, что, например, человек работает в какой-то компании по часам или по каким-то итогам, т. е. он должен выполнить определенную работу независимо от того, сколько часов будет ею заниматься, и за это ему платят или же он должен находиться на рабочем месте определенное время. Если этот человек нарушает договор: не находится то количество часов, которое должен там находиться, или не выполнил работу, — то нет сомнения, что работодатель имеет право вычитать с его зарплаты столько в денежном эквиваленте, сколько он отсутствовал на рабочем месте, или за то, что не выполнил работу. Это является не штрафом, а вычетом из зарплаты за то, что он не отработал, и это вполне законно.
Однако если директор установил определенный порядок на фирме, например, человек должен приходить на работу в рабочей одежде, но в один из дней он пришел в другой форме, то есть нарушил правило, за что его и оштрафовали, то такой вид штрафа является запрещенным. Ведь даже если он нарушил порядок, работодатель не имеет права брать с него имущество. На это не указывает шариат, и на это нет повеления мусульманского правителя.
Чтобы рабочие соответствовали нормам или форматам той или иной компании, надо придумать какие-то другие механизмы мотивации, например, премии. К примеру, тому, кто в течение месяца не нарушит правила фирмы, присуждается премия, то есть у него ничего не забирается, а, наоборот, дается бонус за то, что он не опаздывал, приходил с соответствующей форме и т. д. Надо учитывать все эти детали, чтобы не было незаконного изъятия имущества, но в то же время чтобы не было в компании неразберихи в том плане, что все делают, что хотят, — от этого тоже надо отдаляться.
А Аллаху ведомо лучше.