Вопрос №71:
Сестре запрещают совершать намаз, не дают покрыться и не разрешают выходить замуж за мусульманина. В семье нет молящихся. Как ей быть с замужеством?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Каждый из этих вопросов требует отдельного рассмотрения.
Ситуация, где ей запрещают молиться, отличается от того, что касается ее платка и замужества. Потому что молитва — это столп Ислама, а в вопросах о столпах религии не может быть никаких послаблений. Молитва — это опора, на которой держится наша религия, и по этому поводу ни с кем и ни при каких обстоятельствах не может быть диалога: она должна выполняться каждым мусульманином и мусульманкой, кто бы что ни говорил, кто бы как не запрещал.
Известно, что многие сестры молятся скрытно в своих домах, даже в уборных комнатах, чтобы родственники об этом не узнали. Они не перестают совершать намаз, потому что молитва не снимается с них из-за того, что ее запрещают делать, и они должны молиться так, как могут.
Сказал Аллах в Коране:
فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ
«Бойтесь Аллаха так, как вы можете».
[Сура «Ат-Тагъабун», аят 16]
И молитва, несомненно, — из этой набожности.
Что касается покрытия головы или замужества, то это является обязанностью, но не является столпом Ислама. Известно, что мусульманка не имеет права выходить на улицу непокрытой, поэтому никто не может запретить ей покрыться, когда она покидает дом. Пускай она даже не завязывает платок при родственниках, однако при выходе на улицу пусть держит его при себе и надевает. Она должна покрываться, насколько это для нее возможно.
Что касается замужества, то надо разобраться, почему родные запрещают девушке выходить замуж за мусульманина. Может быть, они делают так не из-за того, что он верующий, а из-за его семьи, например, или его профессии, или еще что-то в этом роде. Ситуацию надо рассматривать более глубоко.
Практически в любом обществе есть индивидуумы, которые неправильно понимают Ислам, но нет семьи или фамилии, где бы не было авторитетных мусульман. В каждом роду есть уважаемые люди, имеющие вес, через которых надо повлиять на этих родителей и объяснить им, что нельзя запрещать молиться и надевать платок, и что если человек совершеннолетний, то он имеет право на свой выбор, тем более если это обязанность перед Аллахом. И этот призыв нужно делать грамотно, как подобает, а не так, как сегодня практикуется, — когда узнают, что такой-то сестре не дают выходить замуж за мусульманина, сразу лишают человека опекунства, не разобравшись в причинах. Это все неправильно. Опыт показывает, что некоторые сестры утверждают то, чего на самом деле не было: ей говорили «не молись», но, может быть, они имели в виду не молиться в мечети из-за каких-либо опасений; может быть, ей сказали «не надевай в таком виде платок, а надень в другом виде», чтобы не привлекать внимание», — а она поняла иначе.
Надо рассмотреть, что именно было сказано и как, при каких обстоятельствах, и кто именно это сказал. Нужно беседовать с людьми, а не так, что, услышав сестру, которая это говорит, сделать из ее слов выводы и лишать кого-то опекунства или сразу обвинять в неверии. В этих вопросах нельзя спешить и надо делать все так, как подобает мусульманам: через родственников, через авторитетных людей, которых уважают в том или ином народе.
Если же все подтвердилось, и эти люди действительно запрещают надевать хиджаб и выходить замуж за мусульманина, тогда ученые этого города выносят решение по этим людям о неверии и лишении их опекунства.
Подобное решение выносится после того, как с ними поговорили и до них донесли доводы, но все равно они настроены против Ислама и враждебно к нему относятся. Но, опять-таки повторюсь, это делают только знающие люди после всех этих долгих процедур, и никто иначе!
А Аллаху ведомо лучше.