Вопрос №73:
На какие части тела женщины можно смотреть при сватовстве?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые имеют разные мнения по поводу того, на какие части тела женщины можно смотреть при сватовстве. Наиболее сильным мнением является то, которое основано на Сунне нашего Пророка ﷺ. Ведь когда сподвижник Аль-Мугъира ибн Шу’ба E сообщил Пророку ﷺ, что женится, тот спросил его: «Ты видел ее?», на что Мугъира E ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Иди и посмотри на нее. Поистине, то, что ты увидишь ее, является тем, что закрепит этот брачный союз» [1].
В другом хадисе сказал Пророк ﷺ: «Посмотри на то, что станет причиной твоей женитьбы на ней»[2]. Во всех этих хадисах, которые упоминаются в книгах по Сунне, есть указания на то, что необходимо увидеть ту девушку, на которой мужчина хочет жениться. Это дозволяется как со стороны мужчины, так и со стороны девушки: она тоже должна увидеть того, за кого выходит замуж.
Что касается рамок, установленных в шариате относительно того, на что можно смотреть, а на что нельзя, — наиболее сильным мнением ученых является следующее: дозволяется девушке показать себя в той одежде, в которой она бывает среди своей семьи, среди родителей и братьев.
Мнение же ученых, которые сказали, что она показывает только лицо и кисти, является «слабым». Потому что в тех странах, о которых мы сегодня говорим, и так все видят эти части тела, которые в основном открыты. Однако что является причиной для того, чтобы он захотел на ней жениться? Это увидеть нечто более, чем лицо и кисти, чем может быть часть ее волос, руки до локтей и так далее, то есть он должен увидеть то, что обычно не видят другие люди.
Таким образом, первым условием для того, чтобы он увидел девушку, является его твердое желание на ней жениться. Оно исключает то, чтобы он просто ходил и смотрел на каждую потенциальную невесту.
Второе условие: он в большей степени должен быть уверен в том, что ее отдадут за него замуж. Если же он сомневается, и вероятность его женитьбы на ней небольшая, то ему запрещается ходить и смотреть на нее.
Таким образом, только в том случае разрешается смотреть на нее, если он уже вознамерился на ней жениться, и осталось только увидеть ее, и если он почти уверен, что ему не откажут. Когда соблюдены оба условия, он имеет право увидеть ее в том виде, в котором она обычно бывает среди членов своей семьи.
При этом он не должен уединяться с ней, следует говорить в присутствии ее родственников и узнать, что она знает о своей религии; это является самым важным, нежели ее внешний вид. Как сказал Пророк ﷺ: «Женщину берут в жены из-за ее имущества, родства, красоты и за ее религию. Однако стремись к той, которая является религиозной, и ты преуспеешь»[3]. Поэтому, встречаясь с девушкой, первое на что должен обратить внимание жених, — это то, что касается ее религии: что она знает из нее и как понимает, какие у нее вероубеждения, что она знает из Сиры Пророка ﷺ, что ей ведомо из Корана, так как это самое важное.
Если она мало знает о религии или первый раз слышит о каких-то важных вещах в ней, то какой она может стать женой? Какую пользу принесет в дом будущего мужа? Ее надо с самого начала учить. Чем ранее занимались ее родители? Если он готов начать ее воспитывать с самого начала, то это другой вопрос. Однако обычно женятся для того, чтобы строить семью, и жена в этом должна стать помощницей. Но не для того, чтобы он бросил все свои дела и занимался только ее воспитанием, конечно же, нет! Женятся на той, которая является религиозной, которая завтра поддержит тебя, которая будет воспитывать твоих детей на этой религии, на Сунне нашего Пророка ﷺ. Вот самое главное, на что надо обратить внимание.
А Аллаху известно лучше.