Вопрос № 236:
«Нарушает ли хиджама пост того, кто делает ее, и пост того, кому ее делают?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ни для кого не секрет, что хиджама является сунной и что Пророк ﷺ обучил этой сунне свою общину. Относительно же того, нарушает ли хиджама пост человека или нет, пришло два известных хадиса, которые являются основными и наиболее сильными доводами в этом вопросе.
В первом хадисе, переданном имамом аль-Бухари, да помилует его Аллах, говорится, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк ﷺ сделал хиджаму, когда постился[1].
Во втором достоверном хадисе, переданном имамом ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, Пророк ﷺ сказал:
«Нарушил свой пост и тот, кто делал хиджаму, и тот, кому ее делали».
— Сунан ат-Тирмизи, хадис № 774, т. 2, с. 135.
Возникает вопрос: как же объединить эти хадисы?
Большинство ученых сказали, что хиджама не нарушает пост. Они назвали хадис, который приводит ат-Тирмизи, отмененным и не имеющим законодательной функции, поскольку Пророку ﷺ делали хиджаму, когда он был в состоянии ихрама и постился. Так некоторые ученые объяснили соотношение этих двух хадисов.
Другие ученые сказали, что приведенный имамом ат-Тирмизи хадис не является отмененным, однако смысл слов Пророка ﷺ в нем указывает на нежелательность, а не запрет. Они посчитали, что в хадисе имеется в виду не то, что хиджама нарушает пост, а то, что она нежелательна для постящегося, поскольку является затруднительной для него: организм теряет кровь и нуждается в пище. Скорее всего, именно это мнение и является более сильным, потому что для утверждения о том, что какой-то текст является отмененным, нужны очень серьезные, ясные доводы указывающие на это. Если же таковых нет, то нужно стараться объединить хадисы каким-либо иным способом.
Также следует отметить, что мнения о том, что хиджама не портит пост, придерживались многие сподвижники. Так, когда Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, спросили: «Считали ли вы хиджаму во время поста нежелательной или запрещенной?» — он ответил: «Нет, мы не считали ее нежелательной, если только она не вызывала слабости»[2]. Передается, что если Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, делал хиджаму в день добровольного поста[3], то после хиджамы он разговлялся и не продолжал пост, потому что чувствовал сильную слабость. Это относится к тому, кому делают хиджаму.
Теперь рассмотрим положение человека, который делает хиджаму. Известно, что во времена Пророка ﷺ не было таких приспособлений для хиджамы, которыми мы пользуемся сегодня. Тогда для этих целей использовали рог: его широкую часть приставляли к участку тела с надрезами, и хаджа́м втягивал воздух через отверстие в узкой части, создавая необходимый вакуум. Разумеется, при использовании такого простейшего приспособления человек, делающий хиджаму, мог вдохнуть и пары крови, и ее капли, что нарушало его пост. Поэтому Пророк ﷺ сказал, что человек, который делает хиджаму, испортил свой пост. Однако сегодня никто не делает хиджаму подобным образом.
В итоге мы можем сказать, что хиджама не нарушает ни пост человека, который делает ее, ни пост человека, которому ее делают. Однако если хиджама вызывает слабость у постящегося, то ему лучше отложить ее на вечер и сделать ее после ифтара.
А Аллаху известно лучше.