Ответы на вопросы

Нарушается ли омовение, если прикоснуться к половому органу?

Вопрос № 219:
«Нарушается ли омовение, если прикоснуться к половому органу, и есть ли разница между специальным прикосновением и неспециальным?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

По этой теме есть два основных хадиса, и все разногласия, которые имеются у ученых, возвращаются к ним.

Первый из этих хадисов от Бусры бинт Сафуан, да будет доволен ею Аллах, привели имамы Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, четыре собирателя Сунны шести известных книг по Сунне. В нем Пророк ﷺ приказал:

«Тот, кто дотронулся до своего полового органа, пускай возьмет омовение».

— Сунан Абу Дауда, хадис № 181, т. 1, с. 94; Сунан ат-Тирмизи, хадис № 82, т. 1, с. 125[1].

Этот хадис считали достоверным имам Ахмад, также имамы ат-Тирмизи, Яхья Ибн Ма’ин, аз-Захаби, ад-Даракъутни и другие.

Второй хадис, который в этой главе упоминается чаще всего, — это хадис от Талькъ Ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, который привели имамы Абу Дауд и ан-Насаи, когда спросили Пророка ﷺ: «О, Посланник Аллаха, что ты скажешь о человеке, который дотронулся до полового органа в молитве?» — на что он ﷺ ему ответил:

«Разве это не является частью твоего тела?»

— Сунан Абу Дауда, хадис № 183, т. 1, с. 96; Сунан ан-Насаи, хадис № 165, т. 1, с. 101.

Из данного хадиса мы понимаем, что якобы это не нарушает омовение. Однако этот хадис слабее, чем первый. Среди мухаддисов есть те, кто считает слабым первый хадис, и есть те, которые считают слабым второй хадис. Но второй хадис более слабый, так как один из его передатчиков, Къайс Ибн Талкъ, является неизвестным. Поэтому имамы аш-Шафи’и[2], Абу Хатим, Абу Зур’а, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи[3], аз-Захаби и другие имамы говорили, что этот хадис является слабым.

Это два самых главных хадиса в данной главе. Большая часть правоведов последовала первому хадису, и лишь некоторые — второму. Большинство утверждает: у того, кто дотронулся, омовение нарушается. В этом хадисе не сказано, дотронулся ли специально, преднамеренно или непреднамеренно, дотронулся кистью своей руки, не будучи в перчатках, или имелась какая-то ткань во время прикосновения.

Отсюда ученые сделали еще несколько выводов. Не важно, он дотронулся до части своего тела или чужого. Если омовение портится в отношении части своего тела, то тем более оно портится в отношении части тела другого человека, будь то взрослый или ребенок. Например, если мать моет своего ребенка и дотронулась, то даже в этом случае ее омовение нарушается, вне зависимости от возраста ребенка. Хадис указывает на все эти значения либо прямо, либо косвенно.

Есть ли разница между мальчиком и девочкой, когда подмываешь?

Нет разницы. Если в хадисе упоминается мужчина, то это не значит, что хукм касается только мужчин. Это часто обсуждаемый вопрос. Если в хадисах или в Коране упоминается мужчина или мужчины, то имеются в виду и женщины, если нет контекста, который дает понять, что это касается только мужчин. Если же есть какой-то контекст, тогда мы скажем, что это касается только мужчин.

Большинство обращений Корана и Сунны направлено к мужчинам, потому что Пророк ﷺ не сидел с женщинами, не говорил с ними об этом. Обычно он сидел с мужчинами, и поэтому большая часть этих хадисов обращена к мужчинам, но это не значит, что женщина освобождается от этих акхамов, раз нет конкретного обращения к ним. Обращения в шариате — к обоим полам, если только в аяте или в хадисе нет указания на то, что это повеление касается отдельно мужчин или женщин.

Есть ли разница, ладонью или тыльной стороной?

Разницы нет. Если дотронулся рукой, кистью руки, то на языке арабов и любого другого народа это означает, что дотронулся. Если ты дотронулся, например, внешней стороной кисти или внутренней, ты же дотронулся своей рукой, верно?

Некоторые правоведы говорят, что если, например, дотронуться внутренней стороной ладони — то считается, если внешней — не считается. Я не знаю довода, который бы указывал, что надо так различать. В арабском и в любом другом языке, если ты дотронулся до чего-то, например, внешней стороной пальцев, это называется, что дотронулся. В хадисе сказано: «Тот, кто дотронулся» — и этого достаточно.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия

20 Раби́ аль-аууаль 1441 г. (17.11.2019)
1
  • [1]

    Также Сунан ан-Насаи, хадис № 447, т. 1, с. 216; Сунан Ибн Маджа, хадис № 479, т. 1, с. 388.

  • [2]

    Сказал имам аш-Шафии: «Мы спросили про Къайс Ибн Талкъа и не нашли того, кто бы знал его, чтобы это позволило нам принять его предание».

  • [3]

    Сказал аль-Байхакъи, да помилует его Аллах: «Достаточно для того, чтобы посчитать хадис Бусры сильнее хадиса Талкъа, того, что Бухари и Муслим не передавали от всех передатчиков хадиса Талкъа, а в хадисе Бусры, напротив, они передавали от всех его передатчиков».

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]