Вопрос № 249:
«Сделайте, пожалуйста, наставление тем, кто полагает, что, не имея соответствующего образования, человек способен на самостоятельное правильное понимание из переводов Корана и хадисов. Они отказываются задавать вопросы тем, кто обучался религии, говоря: «У нас есть Коран и достоверная Сунна, и там мы найдем ответы на все свои вопросы». Они отравляют умму бесконечными спорами»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит в Своей священной Книге:
فَسۡـَٔلُوٓاْ أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ إِن كُنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ ٤٣
«Спросите людей знания, если вы не знаете»
[сура «ан-Нахль», аят 43]
С точки зрения доступности для понимания, все аяты, содержащиеся в Коране, можно отнести к одной из четырех категорий.
Первая. Бόльшую часть Корана способен понять любой человек, который знает арабский язык, даже если он не является мусульманином.
Вторая. К этой категории относятся те аяты, которые способен понять каждый мусульманин. Как правило они содержат некоторые законоположения, известные мусульманам и неизвестные тем, кто мусульманином не является. Этих аятов чуть меньше, чем аятов первой категории.
Третья. В данную категорию входят аяты, правильное понимание которых не доступно ни простым мусульманам, ни немусульманам. Правильным пониманием этих аятов обладают только ученые, только они понимают их смысл, разбираются в них, могут объединить, сделать анализ, сравнить, знают, какие из них отмененные, а какие отменяющие, какие общие, а какие частные, какие аллегорические, а какие ясные.
Четвертая. К последней, самой маленькой категории, относятся аяты, смысла которых не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха, например буквы, которые приходят в начале некоторых сур:
الم . المر . طه . حم . ص . كهيعص
Мы читаем их как буквы, но что подразумевается под ними, известно только Аллаху, и ни у кого из людей нет знания об этом.
Таким образом, если люди, утверждающие, что они понимают Коран и извлекают из него ответы на свои вопросы, имеют в виду те аяты, которые относятся к первой категории, то в этом нет никаких проблем: бόльшая часть Корана понятна всем людям. Но если они имеют в виду те аяты, понимание которых доступно только ученым, всесторонне изучившим Книгу Аллаха, то, конечно же, они не правы. О тех аятах и хадисах, смысл которых открывается только людям знания, необходимо спрашивать у ученых, способных растолковать и объяснить их. Ведь все исламские науки и все школы правоведения были образованы именно для того, чтобы облегчить для людей познание религии, донести до них исламские знания, систематизировать их, сделать их популярными, говоря современным языком.
Для примера, если дать человеку Коран и шесть сборников хадисов и сказать ему: «Выведи из них четырнадцать столпов и девять условий молитвы», — маловероятно, что кто-то, не обладающий знаниями, сможет это сделать. Некий человек говорит, что не будет обращаться к ученым, а будет руководствоваться только Кораном и Сунной. Хорошо, вот, все перед ним: и Книга Аллаха, и шесть сборников Сунны — сможет ли он без специальной подготовки вывести оттуда четырнадцать столпов молитвы, или условия закята, или условия поста, или действия, нарушающие хадж? Навряд ли.
Поэтому люди нуждаются в книгах и знаниях ученых, в возможности задавать им вопросы и получать разъяснения, в том облегчении, которое приносят им знания ученых. Вопрос, разобранный на ста страницах книги, знающий человек сможет объяснить в нескольких словах, да еще и на уровне, доступном спрашивающему. Ведь умственные способности и степень образованности людей различны. Есть те, кто не склонен к основательным размышлениям и глубокому анализу, но мыслительная деятельность не является обязанностью каждого человека. Множество людей занимаются другими полезными делами, и для них необходимо облегчать понимание религии.
Также необходимо сказать, что люди, которые занимаются призывом и обучением, ни в коем случае не должны затруднять для окружающих понимание религиозных вопросов. Некоторые, к сожалению, превращают исламские знания в головоломки и ребусы, которые необходимо разгадывать. Напротив, им следует облекать необходимые знания о религии в максимально легкую и доступную для простых людей форму.
А Аллаху известно лучше.