Ответы на вопросы

Некоторые вопросы об отношениях женщины с мужем и его родственниками

Вопрос № 260:
«Является ли фардом подчиняться матери мужа и слушаться ее?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Всевышний Аллах сказал:

وَهُوَ الَّذي خَلَقَ مِنَ الماءِ بَشَرًا فَجَعَلَهُ نَسَبًا وَصِهرًا ۗ وَكانَ رَبُّكَ قَديرًا

«Он — Тот, Кто сотворил человека из воды и одарил его родственниками и свойственниками»
[сура «аль-Фуркъан», аят 54].

Все люди, которые состоят с человеком в родственных отношениях, являются либо его родственниками, либо его свойственниками. Родственники — это люди, чье родство с человеком обусловлено рождением: родители, дети, братья, сестры, тети, дяди, дедушки, бабушки и т. д. Люди, чье родство с человеком обусловлено браком, называются свойственниками; это родственники мужа или родственники жены. В исламе существуют определенные законоположения, касающиеся этих двух групп:

·         родственники по крови,

·         родственники по браку.

Что касается родственников по крови, то поддерживать с ними отношения является обязательным в зависимости от степени родства. Чем ближе родственники, например родители, тем больше эта обязанность; чем дальше — тем меньше.

Что же касается родственников по браку, то поддерживать с ними отношения является очень желательным, но не обязательным.

Для чего мы сейчас озвучиваем эти правила? Чтобы разобраться с категориями родственников и шариатским отношением к ним. Итак, родственники мужа не являются родственниками его жены по крови, а являются ее родственниками по браку, поэтому относиться к ним следует, конечно же, достойно и почтительно. Кроме того, эти отношения должны соответствовать обычаям того общества, в котором живет семейная пара, конечно, если эти обычаи не идут вразрез с Шариатом.

Если мы вернемся к вопросу: «Обязана ли женщина слушаться мать своего мужа?» — мы можем ответить, что если она хочет сохранить свой брак, то обязана, потому что мать для человека важнее, чем жена. Многочисленность и ясность аятов, которые ниспосланы в Коране о матери и отце, и хадисов на эту тему не оставляют никаких сомнений в том, как следует относиться к родителям, и в той роли, которую они играют в жизни каждого человека. Поэтому, если женщина хочет, чтобы ее брак был успешным и стабильным, она должна слушаться родителей своего мужа. Если же она желает разрушить свой брак, то первое, с чего ей следует начать, — проявлять непочтение к его родителям. Ни один мужчина, увидев плохое отношение жены к своим родителям, уже не сможет жить с этой женщиной. Так в большинстве случаев и происходит. Поэтому, исходя из желания сохранить и упрочить свой брак, женщина должна слушаться родителей своего мужа. Однако, с шариатской точки зрения, как мы уже сказали, это является для нее желательным, а не обязательным, потому что они являются ее родственниками по браку, а не по крови.

Всевышний Аллах сказал, напоминая нам о наших обязанностях:

وَاعبُدُوا اللَّهَ وَلا تُشرِكوا بِهِ شَيئًا ۖ وَبِالوالِدَينِ إِحسانًا وَبِذِي القُربىٰ وَاليَتامىٰ وَالمَساكينِ وَالجارِ ذِي القُربىٰ وَالجارِ الجُنُبِ وَالصّاحِبِ بِالجَنبِ وَابنِ السَّبيلِ

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам и странникам»
[сура «ан-Ниса», аят 36].

Аллах перечисляет людей, к которым следует хорошо относиться, и упоминает среди них даже тех, кто находится с человеком в пути. Если к ним нужно относиться хорошо, то что же говорить о родителях мужа?! Тем более, если они живут в одном доме, как принято у некоторых народов, когда младшие сыновья, например, остаются с родителями и приводят своих жен в родительский дом; конечно же, они должны относиться к родителям мужа подобающим образом.

Что делать, если родители мужа выходят за рамки или повышают голос?

Если по отношению к женщине в доме ее мужа проявляется несправедливость, то в ситуацию должны вмешаться ее опекуны. Например, девушка выходит замуж, начинает жить вместе с мужем в доме его родителей и сталкивается с тем, что к ней относятся несправедливо. В таком случае ее опекун — тот, кто выдал ее замуж: отец, брат, родной дядя — должен вмешаться, чтобы отстоять права своей родственницы. Если она вышла замуж, это не означает, что никто не должен вмешиваться в ее дела и следить за соблюдением ее прав. Если ее права нарушаются, ее опекун должен вмешаться и по-хорошему, грамотно, ответственно, авторитетно решить эти вопросы, если она сама вместе с мужем не может разобраться с существующими проблемами.

Объясните, пожалуйста, положение женщины, которая без разрешения мужа собирает вещи и уезжает домой?

Бывают разные ситуации. Например, женщина уходит из дома, если есть угроза ее здоровью. Некоторые мужья избивают своих жен или совершают какие-то подобные поступки — конечно же, в таком случае женщина имеет право уйти из дома, она не обязана проходить через такие испытания. Если дела обстоят таким образом, ее опекуны должны вмешаться и сказать ее мужу, чтобы он либо жил с ней как полагается, либо развелся с ней как полагается. Не нужно избивать ее, оскорблять, нарушать ее права — либо живи с ней нормально, либо отпусти ее, как того требует Шариат.

Это пример крайней ситуации. Обычно бывают простые бытовые ссоры, после которых женщины под воздействием эмоций уходят из дома и возвращаются к своим родителям. Это неправильно, женщина не имеет права уходить из дома без разрешения мужа. Исключением являются только чрезвычайные ситуации, как та, например, которую мы упомянули выше.

Поясните, пожалуйста, что значит слушаться мужа?

Со слов ‘Абдуллаха ибн Абу Ауфы сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Если бы я мог приказать совершить земной поклон кому-то помимо Аллаха, то приказал бы женщине склониться перед своим мужем. Клянусь Тем, в Чьей длани находится душа Мухаммада! Женщина не исполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока полностью не исполнит своих обязанностей перед мужем. Она не должна отказывать ему, даже если она будет сидеть в седле»[1].

Однако это послушание означает послушание только в том, что не является харамом, потому что Пророк ﷺ сказал: «Нет подчинения созданному в ослушании Создателю»[2].

Если муж, например, приказывает жене купить ему водку или сигареты — она не имеет права слушаться его в этом. Если муж приказывает ей снять хиджаб или оставить молитву — она не имеет права слушаться его в этом. Более того, это является причиной для развода, а если муж не дает ей развод, то необходимо, чтобы этот брак расторгли опекуны.

Однако женщина должна слушаться мужа во всем дозволенном. Она не имеет права проявлять ослушание в том, что является дозволенным и не выходит за рамки ее возможностей.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
7 Раджаб 1441 г. (02.03.2020)


[1] Сунан Ибн Маджа, хадис № 1853; Муснад Ахмада, т. 4, с. 381.

[2] Муснад Ахмада, хадис № 1095, т. 2, с. 333.