Ответы на вопросы

Несколько вопросов о торговых отношениях в Исламе

Вопрос №108:
Какие виды предоплаты разрешены в Исламе?
Можно ли брать в рассрочку еще не построенную или недостроенную квартиру?
Можно ли заказывать товары по интернету, при этом сразу оплачивая их, тогда как получение их через месяц? И может ли прораб брать у заказчика деньги на покупку материалов и т. п.?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Этот вопрос включает в себя следующие темы по фикъху:

  1. «салям» — это предоплата с задержкой получения проданной вещи;
  2. «иджара» — это аренда чего-либо или найм услуги кого-либо в обмен на определенную плату;
  3. «аль-истина’» — это договор о каком-либо ремесленном деле, когда заказывают нечто;

Для рассмотрения каждой темы в отдельности нам потребуется несколько уроков. Например, на разъяснение определения «салям» и восьми ее условий, упоминаемых правоведами-факъихами, потребуется два-три урока. Совсем недавно я разъяснял эту тему своим студентам в течение двух уроков, учитывая, что старался сокращать, разъясняя по одному мазхабу и без обсуждения разногласий среди ученых. Темы, касающиеся глубоких торговых отношений, разбираются в частном порядке на научных уроках.

Важно напомнить, что ‘Умар Ибн Аль-Хаттаб отправил своим наместникам послание, в котором сказал, чтобы никто из мусульман не занимался торговлей на рынках, пока не изучит законоположения торговли[1]: как именно торговать, что является разрешенным, а что запрещено в торговле. Это был мазхаб ‘Умара.

Было бы замечательно для исламской Уммы, если мы сегодня возродим мазхаб ‘Умара в вопросах торговли. Среди мусульман возникает огромное количество проблем из-за денежных отношений, фирм и компаний, которые они открывают, где впоследствии возникают разногласия из-за договоров, содержащих в себе запретные и сомнительные вещи.

Все возвращается к тому, что люди не знают, что такое халяль и харам в вопросах бизнеса. И по мнению ‘Умара, которое является более сильным, этим людям запрещено заниматься бизнесом. Будь у получающих знания власть, то они сделали бы это обязательным для всех, дабы не имел человек права заниматься бизнесом, кроме как если он не узнает все основные законоположения торговых отношений в Исламе и только после этого перейдет к практической деятельности.

Также известно, что именно практика правильных торговых отношений стала причиной открытия некоторых на сегодняшний день исламских стран. Известно, что Индонезия была открыта торговцами, и на ее территории не вылетело ни одной пули, не был убит ни один человек и не происходило никаких сражений. Эта страна пришла в Ислам по причине приезжавших из Йемена торговцев.

В то время в Йемене обучались правовым нормам торговых отношений, и никто не имел права заниматься торговлей, кроме тех, кто обучился и узнал о том, что относится к халялю и хараму в купле-продаже. И когда эти люди приехали в Индонезию, они начали продавать финики, сказав местным жителям: «Эти финики дешевле, а эти дороже». Те спросили: «А какая между ними разница? Все финики для нас одинаковы». И тогда йеменцы им объяснили, что дорогие финики требовали больше времени, воды и усилий, а на те, что дешевле, было затрачено меньше усилий. Тогда индонезийцы сказали: «Как удивительна ваша религия! Если бы вы нам сказали, что они стоят одинаково, то мы бы не различили их». Эта искренность, правдивость и знание правил торговых отношений привели к тому, что они начали узнавать про эту религию все больше и больше, что в конечном счете привело их к Исламу. На сегодняшний день Индонезия — самая большая мусульманская страна в мире.

Торговля — это не просто заработок, это призыв и показатель твоей праведности, поведения с людьми во время купли-продажи, твоего отношения к деньгам, имуществу и к своим компаньонам. При совершении торговли с немусульманами ты должен заботиться о том, как представишь Ислам перед ними и что они от тебя увидят: обман, хитрость, скрытие чего-то или, наоборот, правдивость в твоих словах, выполнение обещаний, правильность, солидность и грамотность в действиях, подобающие мусульманину. Несомненно, это является для тебя призывом.

Исходя из вышесказанного, по мнению ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба, запрещено осуществлять торговые отношения занимающимся бизнесом братьям до тех пор, пока они не узнают все вопросы халяля и харама в торговых отношениях.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.