Вопрос № 185:
«Можно ли преувеличивать цену, продавая свой товар? Является ли это враньем, о котором говорится в известном хадисе о том, что мусульманин не может врать?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Имам Табари передает в своем тафсире историю от Муджахида, да помилует их Аллах, что как-то один человек продавал товар. Когда наступил вечер, к нему пришел покупатель, и продавец стал клясться ему, что утром он не продавал свой товар за такую-то цену, и, если бы не вечер, он не продал бы по этой цене.
По данному поводу Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором сказал:
إِنَّ الَّذينَ يَشتَرونَ بِعَهدِ اللَّهِ وَأَيمانِهِم ثَمَنًا قَليلًا أُولٰئِكَ لا خَلاقَ لَهُم فِي الآخِرَةِ وَلا يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ وَلا يَنظُرُ إِلَيهِم يَومَ القِيامَةِ وَلا يُزَكّيهِم وَلَهُم عَذابٌ أَليمٌ
«Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания».
[Сура «Али Имран», аят 77]
То, что упоминается в вопросе, называется «نجش» [наджаш] — взвинчивание цены. Доводом на запретность этого является хадис, который передается в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, со слов Пророка ﷺ, который сказал: «Не взвинчивайте цену»[1].
Ученые разделяют четыре основные разновидности «наджаша».
Первая: когда человек продает товар, и в это время к покупателю подходит третье лицо, которое намеренно завышает цену товара. Покупатель думает, что цена заслуженно высокая, и покупает его. Но на самом деле этот третий человек заранее договорился с продавцом, чтобы подобным образом выгодно сбыть товар. Несомненно, это является запретным. Если подобное имело место и было выявлено, то обманутый покупатель имеет право на расторжение сделки и возврат товара с получением своих денег обратно.
Вторая: когда продавец сам взвинчивает цену товара, без помощи третьего лица. Он говорит покупателю, что утром товар стоил столько-то, завышая его цену, а вечером он отдает чуть подешевле, хотя и эта цена не является настоящей. Подобный обман также является запретным.
Третья: когда цену товара взвинчивает третье лицо без согласования с продавцом. Это также является запретным.
Четвертая: не соответствующая действительности реклама товаров и услуг. Например, когда говорят, что это лучшая зубная паста, лучший сок, лучший торт, или у них лучшие мастера, и так далее. Вполне возможно, что это хороший товар, но он ведь не является лучшим на рынке, где есть подобные ему или, может быть, даже лучше. К сожалению, реклама сегодня стала полностью переполнена ложью и «наджашом», с целью взвинчивания цены.
Все это является запретным, и от этого мусульманин должен отдаляться и должен познавать вопросы торговли. Любой человек, который торгует, занимается бизнесом или предлагает какие-либо услуги, обязан знать харам и халяль в торговых отношениях, дабы не впасть в запретное.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
15 Раджаб 1440 г. (22.03.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2160, т. 3, с. 72; Сахих Муслима, хадис № 2563, т. 8, с. 10.