Вопрос № 264:
«Нужно ли в суннат-намазах в каждом ракаате после суры «аль-Фатиха» читать дополнительные суры как в первых двух ракаатах обязательной молитвы?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Известно, что на эту тему пришло два хадиса и оба они являются достоверными.
Первый хадис передается от Абу Къатады, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ руководил нами во время намазов. В первых двух ракаатах обеденных и послеобеденных молитв он обычно читал суру «аль-Фатиха» и две другие суры. Иногда он делал это так, чтобы мы могли услышать, что он читает. Обычно он удлинял первый ракаат, а в двух последних ракаатах читал только суру «аль-Фатиха»»[1].
Второй хадис передал Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах. Он рассказал, что Пророк ﷺ читал в каждом из двух первых ракаатов обеденной молитвы около тридцати аятов, в двух последних — около пятнадцати. В каждом из двух первых ракаатов послеобеденной молитвы он ﷺ читал столько же, сколько в каждом из двух последних ракаатов обеденной молитвы, а в двух последних ракаатах послеобеденной молитвы — в два раза меньше[2].
В итоге среди правоведов возникли разногласия в этом вопросе, и большинство имамов приняли первый хадис, давали фетвы, опираясь на него, и оставили второй хадис, потому что первый является более достоверным, ведь то, что приходит в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, обладает самой высокой степенью достоверности.
Однако некоторые правоведы приняли, наоборот, второй хадис и сказали, что дополнительные суры читаются и в первых двух ракаатах, и в последних двух ракаатах четырехракаатной молитвы, только в последних читается немного меньше или в два раза меньше.
Мы видим, что и те, и другие последовали одному из хадисов и оставили другой. Известное правило гласит: «Если у человека есть несколько доводов, то использование их всех является более приемлемым, важным и даже необходимым, чем использование только некоторых из них». Если у нас есть два или более довода из Корана и Сунны, то мы не оставляем какой-то из них, а стараемся следовать всем имеющимся доводам.
Поэтому третье мнение в этом вопросе — это мнение, которого придерживался Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, и некоторые другие имамы: в основном мы читаем дополнительные суры так, как пришло в хадисе от Абу Къатады, но иногда можно читать как в хадисе от Абу Са’ида, чтобы эта сунна не умерла и не была предана забвению. Обычно Пророк ﷺ читал в двух первых ракаатах после суры «аль-Фатиха» дополнительные суры, а в двух последних не читал, но иногда читал и в двух последних, как указывает хадис от Абу Са’ида. Поэтому, те кто объединил оба этих мнения, несомненно ближе к следованию Посланнику ﷺ.
То же самое можно сказать про все остальные молитвы; если это касается обязательной молитвы, то тем более это касается дополнительных.
Есть один очень важный момент, касающийся сборников имамов аль-Бухари и Муслима и часто вызывающий вопросы у многих братьев и сестер. Хадисы, которые привели оба имама обладают самой высокой степенью достоверности. Известно, что ученые делят достоверные хадисы на семь категорий.
- Первая — самая высокая степень достоверности. В нее входят те хадисы, которые есть в обоих сборниках: и имама аль-Бухари, и имама Муслима. Это самая высокая степень достоверности сообщений от нашего Пророка ﷺ, выше нее нет. Все имамы, кроме Мадждуддина ибн Таймийи, называют такие хадисы согласованными. Он в своей книге по хадисам называет согласованными только те сообщения, которые приводят имамы аль-Бухари, Муслим и Ахмад.
- Вторая степень достоверности. Ей обладают те хадисы, которые передал только имам аль-Бухари, их нет в сборнике имама Муслима.
- Третья степень достоверности. Сюда относятся хадисы, которые передал только имам Муслим, их нет в сборнике имама аль-Бухари.
- Четвертая степень достоверности у тех хадисов, которые передали другие имамы, но в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, касающимися цепочек передатчиков.
- Пятая степень достоверности у хадисов, которые передаются вне достоверных сборников и иснад которых удовлетворяет только условиям имама аль-Бухари.
- Шестой степенью достоверности обладают хадисы, которые передаются вне достоверных сборников и цепочка передатчиков которых удовлетворяет только условиям имама Муслима.
- Седьмая, самая низкая, степень достоверности у тех хадисов, которые передаются вне достоверных сборников имамов аль-Бухари и Муслима и не соответствуют их условиям, но все же являются достоверными.
Что это за условия имамов аль-Бухари и Муслима? Есть пять общеизвестных условий достоверности хадисов — это большая тема, заслуживающая отдельного урока. К этим пяти условиям имамы аль-Бухари и Муслим добавили еще два, что и сделало их сборники самыми сильными, достоверными и великими.
Первое условие касается обоих сборников — это крайняя степень требовательности к передатчикам. Имамы отбирали хадисы от самых правдивых, доверенных и самых знающих передатчиков. Таких высоких требований к передатчикам не предъявлял никто, кроме этих двух имамов. Имам аль-Бухари шестнадцать лет путешествовал, собирал хадисы от разных людей, изучал всех передатчиков и принимал сообщения только от тех, в ком был абсолютно уверен.
Второе условие касается только сборника аль-Бухари, за счет чего он еще жестче и достовернее сборника Муслима: два передатчика, передающие друг от друга сообщение, должны были встречаться, их встреча должна быть зафиксирована. Если фиксации их встречи не было, аль-Бухари не принимал такие хадисы, в то время как все остальные имамы, в том числе имам Муслим, удовлетворялись тем, что эти два человека могли встретиться. Например, если Зейд говорит: «От Халида (такой-то хадис)», — и эти два человека, Зейд и Халид, могли встречаться: жили в одно время и в одном месте, — то имам Муслим уже не сомневался, что они встречались. Но имам аль-Бухари считал, что этого недостаточно, и что эта встреча должна подтверждаться хотя бы в одном хадисе словами: «Мне передал такой-то», «Мне сообщил такой-то», «Мне рассказал такой-то». Слов «от такого-то» для имама Бухари было недостаточно. Поэтому хадисы из сборника имама аль-Бухари намного достовернее, чем хадисы из сборника имама Муслима.
А сегодня мы видим людей, которые пытаются уменьшить авторитет этих сборников, особенно сборника имама аль-Бухари, говорят, что там есть какие-то слабые хадисы. Однажды к имаму Абу Зур’а, одному из имамов науки о хадисах, пришел человек и сказал: «О имам, один человек поклялся, что его жена будет разведена, если в сборнике аль-Бухари есть хоть один недостоверный хадис. Что ты об этом думаешь?» Имам Абу Зур’а сказал: «Я думаю, что он не развелся со своей женой, потому что в этом сборнике нет ни одного слабого хадиса». Понятно, что приносить такую клятву нельзя, это нововведение, но здесь это приводится в качестве иллюстрации того, насколько высоко оценивается достоверность сборника имама аль-Бухари учеными науки о хадисах. И те, кто сегодня выискивает какие-то ошибки в этом сборнике, отнюдь не первые, кто пытается это сделать, — во все времена были безбожники, которые занимались подобным, ведь если получится подорвать авторитет сборника аль-Бухари, то всё, что помимо него, тем более будет недостоверным. Поэтому все стрелы и копья всех безбожников, востоковедов и прочих еретиков направлены именно на этот сборник, потому что это самая достоверная книга мусульман после Священного Корана. Однако до сегодняшнего дня, хвала Аллаху, никому из них опорочить сборник имама аль-Бухари не удалось. Любые сомнения или заблуждения относительно этого сборника, которые они пытаются посеять, опровергаются знатоками Сунны.
А Аллаху известно лучше.