Вопрос № 137:
«Можно ли читать Коран на кладбище?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Приводится в достоверных сборниках у Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, что Пророк ﷺ сказал:
«لَعَنَ اللهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِد»
«Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 1330, т. 2, с. 88; Сахих Муслима, хадис № 529, т. 2, с. 67[1].
Перед своей смертью Пророк ﷺ повторил это несколько раз для того, чтобы мусульмане осознавали всю опасность этого деяния, так как кладбища не являются местами для поклонения. Однако это места, где хоронят умерших и где делают за них ду’а. Соответственно, разрешается на кладбище совершать только молитву джаназа за умершего и мольбу за него. Но совершать там какие-то другие виды поклонения — дополнительные молитвы, садакъаты, жертвоприношения, чтения Корана и т. д. — является запрещенным, и даже нововведением и от этого надо отдаляться.
Некоторые люди приводят историю ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, где он завещал прочитать начало суры «аль-Бакъара» во время его похорон, но это предание является слабым[2]. Даже если мы предположим, что эта история была бы достоверной, то она не может отменить все, что сказал Пророк ﷺ в этом отношении, и то, на чем стояли великие сподвижники, такие как Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен ими всеми Аллах, а также те, которые были рядом с ними. Если бы данное предание было правдивым, то мы бы сказали, что это был иджтихад ибн ‘Умара, по какой-то неизвестной нам причине.
В вопросах Шариата мы не следуем каким-то вырванным из контекста мнениям, которые можно понять по-разному. Однако есть базовые основы этой религии, к которым возвращают все сомнительное, имеющее противоречие и колеблющееся в сердце человека.
Исходя из этого, Коран не читается на кладбищах, кроме как во время совершения заупокойной молитвы аль-джаназа и во время мольбы за умершего, посредством ду’а, которое упоминается в Коране.
Также необходимо упомянуть, что если человек приходит к чьей-либо могиле и просит у Аллаха для себя, то это деяние является запретным. Нет в Шариате доказательства, что это место для обращения к Аллаху лучше, чем остальные места. Пусть он делает ду’а в мечети, где мольба к Аллаху более любима Ему.
Что касается чтения Корана за умершего вне кладбищ с намерением, чтобы награда за чтение была записана покойному, то в этом у ученых есть разногласие, и более сильное мнение заключается в том, что разрешено читать Коран с таким намерением. Но это не означает, что можно дозволить то, что сегодня делают многие невежественные мусульмане, когда собираются в какие-то определенные дни: в сороковой день, в пятидесятый или через год, приглашают имамов или чтецов Корана, которые за определенную сумму читают за умершего Коран дома или на могилах; накрывают им столы; дают подарки. Все это является запретным и неприемлемым в любой ситуации.
Таким образом, если родственники читают за умершего, чтобы награда дошла до него, не ограничивая каким-то днем, собраниями или определенными ритуалами, то — по более сильному мнению — это дозволено.
Всевышний Аллах разъяснил нам религию через Своего Пророка ﷺ, и сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, показали нам пример того, как нужно придерживаться этой религии, и у нас есть кому следовать.
Перед мечетью есть навес, а справа от нее, не огражденное забором, сразу начинается кладбище. Можно ли ходить в эту мечеть?
Известно, что в странах бывшего Советского Союза мусульмане того времени практиковали свою религию как могли. Среди всего прочего, им запрещалось строить мечети, кроме как на кладбищах, поэтому многие из них были построены именно там. Эти здания у кладбищ были своего рода помещениями, где занимались похоронными обрядами, но на самом деле это были мечети. Поэтому то, что было сделано из-за нужды и необходимости, несомненно, является оправданием.
Однако сегодня, когда этой проблемы нет, мусульмане обязательно должны оградить мечети от кладбищ так, чтобы у них было два отдельных входа. Молитва в мечети, которая находится на территории кладбища, не принимается, согласно более сильному мнению ученых. Еще хуже, если могила находится внутри мечети, и, в какой бы стране это ни было, — молитва в ней также не принимается, согласно более сильному мнению ученых.
То же, что было сделано по невежеству и по незнанию, Всевышний Аллах прощает. Однако после того, как люди узнали истину, они должны следовать ей и, в данном случае, оградить свои мечети от кладбищ.
Пророк ﷺ ясно и доходчиво в достоверных хадисах сообщил нам о том, что проклятия — над теми людьми, которые сделали из могил своих пророков мечети. И если даже по отношению к пророкам эти действия запрещены, хотя это самые лучшие люди, то, тем более, данный запрет касается всех остальных, какими бы праведными они ни были.
Таким образом, если мечеть находится на территории кладбища, то молитва в ней не принимается. Неважно, где бы ни были расположены эти могилы: со стороны къыблы, сзади, спереди или внутри мечети. Необходимо отгородить мечеть от этого кладбища, построив два отдельных входа.
А Аллаху ведомо лучше.