Вопрос № 141:
«Расскажите, пожалуйста, о десяти пунктах, аннулирующих Ислам».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Некоторые ученые в своих кратких посланиях упоминают о десяти действиях, аннулирующих Ислам. Однако на самом деле этих действий намного больше, и некоторые ученые довели их количество до четырехсот и даже более этого. Это говорит о том, что в этой религии человек должен быть внимательным, так как есть такие высказывания, действия или убеждения, которые влияют на то, является ли он последователем данной конфессии или же вышел из нее.
Несомненно, в этом — огромная опасность, потому как люди, которые следуют Сунне Пророка ﷺ, и пути его праведных сподвижников, а также тех, кто последовал за ними во благе, — они находятся между двумя крайностями в этом вопросе. Представители первой крайности считают, что человек, который принял Ислам, не может уже выйти из него, — он всегда остается мусульманином, чтобы он ни сделал. Во второй же крайности те, которые говорят, что человек выходит из Ислама даже за те поступки, на которые нет ясного указания Шариата.
Однако мы, мусульмане, балансируем между упомянутыми выше двумя крайностями, придерживаясь срединного пути. Мы говорим, что есть такие действия, поступки, высказывания и убеждения, которые нарушают Ислам человека, и на это имеются ясные доводы из Корана и Сунны. Но ни в коем случае не допускается, чтобы каждый, на кого человек разозлился, недоволен им и хочет сорвать злость, — обвиняется в том, что он вышел из религии.
Поэтому эти пункты, которые упоминают ученые, несомненно, являются важными, и их надо знать. Как говорит Всевышний Аллах в Коране:
وَلِتَسْتَبِينَ سَبِيلُ الْمُجْرِمِينَ
«Чтобы стал ясен путь грешников».
[Сура «аль-Ан’ам, аят 55]
Мы все это изучаем не для того, чтобы просто терять свое время, а дабы знать пути преступников, многобожников и грешников и отдалиться от этого. Как говорил Хузайфа, да будет доволен им Аллах: «Люди спрашивали Пророка ﷺ о благе, я же спрашивал его о зле, боясь, что это может настигнуть меня»[1]. Поэтому человек должен знать о том, что нарушает его веру: что нельзя говорить и делать, во что нельзя верить. Потому что вера — самое главное в его жизни и первое, что он должен охранять, относясь внимательно.
Что же касается десяти пунктов, выделенных из нескольких сотен, то некоторые ученые сказали: «Эти десять пунктов являются основными, которые по единогласному мнению ученых выводят человека из Ислама». Некоторые же сказали, что эти десять пунктов наиболее распространенные, хотя есть и такие, которые опаснее, чем они. В основном эта тематика и упоминается в книгах правоведов в главах о вероотступничестве.
Как бы там ни было, человеку полезно знать и изучать каждый из этих пунктов, а также изучать то, что может повлиять на его веру. Простому же мусульманину, который хочет оберегать свою религию, достаточно знать эти десять или пятнадцать пунктов, которые наиболее распространены в том обществе, в котором он живет. Для этого, конечно же, необходимы отдельные лекции и уроки, дабы это все разъяснялось и доводилось до людей. Нет сомнения, что в этом есть огромная польза.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
فَمَن يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ
«Кто не верует в тагъута и верует в Аллаха».
[Сура «аль-Бакъара», аят 256]
Из аята видно, что Аллах сначала упомянул неверие в тагъута, показав значимость этого. В первую очередь человек должен знать о том, что такое неверие в тагъута, как можно впасть в веру в этого идола-лжебога, как можно впасть в неверие в Аллаха и вероотступничество. Человек должен знать все это и всячески отстраняться, как только он может.
А Аллаху ведомо лучше.