Вопрос № 125:
Если я по договору дал деньги в долг брату, а он не может их вернуть, имею ли я право забрать, например, его машину и продать ее, чтобы забрать свои деньги, а остальное вернуть? Дайте, пожалуйста, наставление насчет долга, т. к. у нас это актуально: многие не спешат отдавать свои долги.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В достоверном сборнике имама Бухари приводится, что Пророк ﷺ сказал:
«Тому, кто взял имущество у людей с желанием вернуть его, — Аллах помогает вернуть это. Того, кто взял имущество у людей, желая уничтожить его (не возвращать), — Аллах уничтожит».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2387, т. 3, с. 115; Сунан Ибн Маджа , хадис № 2411, т. 4, с. 71.
Исходя из этого хадиса, человеку дозволено брать в долг при нужде для обязательных вещей, таких как лечение, питание, проживание, одежда, вещи первой необходимости и т. п.
Однако если он берет в долг для усовершенствования своей жизни, например, для путешествий, покупок дорогой одежды, дорогих автомобилей или дорогого жилья, то это нежелательно как минимум. Неизвестно, чтобы Пророк ﷺ брал в долг для подобных нужд, однако передается, что он делал это лишь по необходимости.
В том случае, когда человек взял в долг и не может его вернуть, следует рассмотреть его ситуацию. Если на самом деле у него нет имущества или этого имущества хватает только ему, — дом, в котором он живет; автомобиль, на котором он ездит, подобающий его достатку; одежда, соответствующая его уровню жизни, — то все это говорит о том, что у него нет лишних денег.
По поводу этого Аллах сказал в Коране:
وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَىٰ مَيْسَرَةٍ ۚ وَأَن تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَّكُمْ ۖ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
«Если этот человек был из тех, кто в затруднении, то следует ожидать, пока не будет облегчения. Если вы отдадите это как садакъа, то это лучше для вас, если бы вы только знали».
[Сура «аль-Бакъара», аят 280]
Исходя из вышеприведенного аята, если должник не может погасить долг, не имея лишнего имущества, то у того, кто дал ему деньги, два выхода:
— либо ожидает его до тех пор, пока Аллах не облегчит ему;
— либо же прощает ему долг, и это станет милостыней от него.
В том же случае, когда у человека есть имущество, и оно больше того, что необходимо, то он обязан погасить долг. Например, у него есть земли, квартиры или дорогой автомобиль, продав который, он может купить бюджетную машину, а оставшимися средствами погасить долг. Если же он отказывается возвращать долг, то, если дело происходит в исламском государстве, на него подается жалоба в суд, и его заключают в тюрьму. При этом производят конфискацию его имущества, после чего продают и возвращают долг кредитору.
Если же это не исламское государство, в связи с чем невозможно вернуть долг силой, то в этом случае давший в долг обращается к имамам, знающим или авторитетным людям общины. Они должны поговорить с должником, напоминая ему о неправильности его действий и об обязанности возвращать долги, продав свое некоторое имущество, которого у него больше, чем достаточно.
В том случае, если он не последует их увещеваниям, необходимо предостерегать людей от его вреда. В мечети объявляется о том, что такой-то является нечестивцем, берет деньги у людей и не возвращает их обратно, имея на то возможность. Возможно, это даже окажет на него больше воздействия, нежели чем его посадят и силой заберут имущество.
Они не могут просто забрать у такого должника имущество и продать, будучи в неисламской стране. Никаких силовых методов они не могут применять, так как в местности, где нет исламских законов, у них не имеется такой власти. Но, повторюсь, необходимо доводить до должника другими серьезными методами, через серьезных людей мысль о его пагубном положении, и если он не понимает, то его имя предается огласке.
А Аллаху ведомо лучше.