Врпрос №196:
Какие поклонения узаконены в месяц Ша’бан?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Посланник Аллаха ﷺ выделил месяц Ша’бан из других месяцев некоторыми видами поклонения. Что же это за поклонения, которые указаны в Сунне нашего Пророка ﷺ в этом месяце?
Передается, что ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ни в одном месяце Пророк ﷺ не постился больше, чем в Ша’бане. Поистине, он постился весь этот месяц».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 1970, т. 3, с. 38; Сахих Муслима, хадис № 782, т. 3, с. 161[1].
В другом хадисе, который также передается в достоверных сборниках, сказано от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он изрек:
«Он настолько часто постился, что мы говорили, что он не разговляется, и так часто разговлялся, что мы говорили, что он не постится».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 1971, т. 3, с. 39; Сахих Муслима, хадис № 1157, т. 3, с. 161.
У Пророка ﷺ была гармония в этих вопросах, он не переходил границы ни с одной стороны, ни с другой. Бывало, что он много постился, а бывало, что разговлялся. Его путь является наиболее правильным: не путем тех, которые только постятся и не разговляются; и не путем тех, которые только разговляются, и неизвестно о них, чтобы они постились, кроме как в Рамадан. Обе эти дороги неправильные, и только дорога Пророка ﷺ является истинной.
В другой версии ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, передает:
«Я не видела, чтобы Пророк ﷺ довел пост до конца какого-то месяца, кроме как Рамадан».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 1969, т. 3, с. 38; Сахих Муслима, хадис № 1156, т. 3, с. 160.
Если посмотреть со стороны, то в вышеприведенных хадисах как будто бы имеются разногласия. В первом хадисе ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, говорит, что он постился весь Ша’бан, а в последнем она говорит, что он не постился весь месяц подряд, кроме как в Рамадан.
В связи с этим следует обратить внимание на одно очень важное правило для верующего. Когда приходят два достоверных текста из Сунны, как у нас сейчас, и человек думает, что между этими текстами вроде бы есть противоречия, то первое, что он должен сказать: «Я верю во все эти тексты, и я верю, что нет между ними разногласия. Как сказал об этом Всевышний Аллах в Коране:
يَقُولُونَ ءَامَنَّا بِهِۦ كُلّٞ مِّنۡ عِندِ رَبِّنَاۗ
«Они говорят: «Мы уверовали в него, все это — от нашего Господа»».
[Сура «Аль ‘Имран», аят 7]
Все от нашего Господа, и если я чего-то не понимаю, то, значит, у меня не хватает знаний это понять». А потом он должен обратиться к знающим, которые ему это объяснят.
Что касается этих двух хадисов, то объяснение очень легкое. В некоторых достоверных версиях первого хадиса, который говорит про пост в месяц Ша’бан, есть добавка, в которой сказано:
«…и обычно он соблюдал пост в течение всего Ша’бана за исключением малой его части».
— Сахих Муслима, хадис № 1156, т. 3, с. 161.
Это говорит о том, что он не доводил пост этого месяца до 29 или 30 дней, как делается в Рамадане, однако постился его большую часть.
В другом хадисе передается, что Пророк ﷺ сказал:
«Это месяц, которым люди пренебрегают между Раджабом и Рамаданом. Это месяц, в котором деяния возносятся к Господу миров, и я желаю, чтобы мои дела возносились в то время, когда я пощусь».
— Сунан Ан-Насаи, хадис № 2357, т. 4, с. 201; Муснад Ахмада, хадис № 21753, т. 36, с. 85.
Все ждут Рамадан, поэтому они небрежны с Ша’баном. И только те, которые следуют Сунне нашего Пророка, ﷺ знают, что, когда и как правильно надо делать в этот месяц.
Сейчас все говорят только о Рамадане: «Скоро Рамадан! Когда начинается Рамадан? Где проведем Рамадан? В какой мечети будем молиться? Кого будем приглашать?» — поэтому они небрежны к Ша’бану. В связи с этим Пророк ﷺ постился в месяц Ша’бан большую его часть, потому что это подобно тем добровольным молитвам, которые бывают перед обязательными намазами.
Когда человек заходит в мечеть, он совершает Сунну в два рака’ата, — и это его предисловие к обязательной молитве, к которой он готовится. То же самое и с закятом: он дает садакъа в течение года, и потом, когда год проходит, он выплачивает закят, к чему уже готов, так как весь год раздавал милостыню. Если в течение всего года он не дает садакъа, вряд ли он сможет дать закят, потому что предисловием обязательного поклонения является дополнительное, которое открывает горизонты наслаждения от этого обязательного.
Такая же ситуация и во время хаджа: человек приезжает на хадж и сначала совершает умру. Все упомянутые предисловия в этих великих поклонениях узаконены для того, чтобы человек зашел в обязательное поклонение уже с полноценным пониманием и с тем душевным состоянием, которое необходимо.
Подобно этому и для грядущего великого поста в месяц Рамадан верующий в качестве предисловия постится в месяц Ша’бан сколько может. Если он не сможет большую часть месяца поститься, то пусть сделает чуть больше обычного своего поста: если он обычно постится три раза в месяц, как это приходит в достоверной Сунне[2], то пусть постится пять-шесть раз в месяц или еще больше, если сможет. Но если он хочет следовать Сунне нашего Пророка ﷺ, то пусть постится большую часть Ша’бана, а после этого он уже будет полноценно готов к посту в священный месяц Рамадан.
Что же касается каких-то отдельных зикров в этот месяц, молитв, ‘умры, садакъатов или каких-то других видов поклонений, то мне неизвестно ничего достоверного из Сунны Посланника Аллаха ﷺ, кроме поста, о котором упомянуто выше.
А Аллаху известно лучше.
Можно ли поститься в этот месяц через день?
Нет сомнения, что пост через день — лучший пост после Рамадана. Это является постом Пророка Дауда, мир ему, который постился день и разговлялся день, как это передается в достоверных сборниках от Посланника Аллаха ﷺ, который сказал:
«Самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который постился день и разговлялся другой».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 3420, т. 4, с. 161; Сахих Муслима, хадис № 1159, т. 3, с. 165.
Нет лучше этого поста из добровольных постов, поэтому нет в этом проблем, это дозволяется.
А Аллаху известно лучше.