Вопрос №114:
Существует ли Сунна ратиба до и после Джум’а намаза?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Известно, что перед коллективной пятничной молитвой нет определенной добровольной молитвы. Сподвижники приходили на Джум’а и молились столько, сколько хотели[1]. Не было какой-то определенной молитвы в два рака’ата, четыре или в шесть. Одни из них молились до тех пор, пока к ним не выходил Пророк ﷺ, при этом некоторые из них читали Коран, а другие делали зикр. Таким образом, каждый из них занимался в мечети таким видом поклонения, который считал для себя более облегченным и полезным. И мне не известно ни одного достоверного ясного довода, чтобы перед Джум’а делали молитву в строго определенном количестве рака’атов.
Что же касается молитвы после Джум’а, то тут пришло два хадиса.
Первый хадис, который передается в достоверных сборниках имамов Бухари e и Муслима e, от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара 5, который сказал, что Пророк ﷺ совершал после Джум’а два рака’ата молитвы[2].
Второй хадис в достоверном сборнике имама Муслима e от Абу Хурайры E, в котором Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то из вас помолился Джум’а, то пусть совершит после нее четыре (рака’ата)»[3].
Некоторые правоведы совместили эти два хадиса и сказали: «Если человек хочет сделать Сунну после пятничной молитвы, то либо он совершает ее из четырех рака’атов — в мечети, либо из двух рака’атов — дома». Почему они так сказали? Потому что передавшие сообщение об этой молитве в четыре рака’ата видели его ﷺ совершающим молитву в мечети. А те, кто передали о молитве в два рака’ата, сообщали о совершении ее дома.
Таким образом, если человек сделал четыре рака’ата Сунны в мечети, то он не совершает два рака’ата дома. Если же он после Джум’а хочет отправиться домой, то не надо совершать ему четыре рака’ата в мечети, пусть, придя домой, сделает два рака’ата. Если же он после Джум’а планирует поехать на работу или учебу, тогда пусть не пропускает четыре рака’ата в мечети. Таким образом он совершит Сунну нашего Пророка ﷺ.
А Аллаху ведомо лучше.