Вопрос №165:
Считается ли человек опекающим сироту, если он оказывает ребенку только материальную помощь?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передается в достоверном хадисе, что Пророк ﷺ сказал: «Я и тот, кто опекает сироту, — в Раю, подобны этим двум»[1] и показал свои указательный и средний пальцы, сложенные вместе. Это говорит о том, что такой человек будет в Раю находиться с Пророком ﷺ настолько близко, как средний палец близок к указательному. Поэтому, несомненно, «аль-кафаля» — опека сироты — это огромное благо и достоинство, и совершающий подобное следует учению Пророка ﷺ.
В шариате считается сиротой только тот, чей отец ушел из жизни тогда, когда ребенок еще не достиг совершеннолетия. Если же отец жив, но находится в разводе с матерью ребенка, будь он хорошим или плохим, поддерживающим связь с ним или нет, — такой ребенок не является сиротой.
Наш Пророк ﷺ родился, будучи сиротой. Его отец умер, когда он пребывал в чреве своей матери, поэтому он, как никто другой, понимал, какова эта участь. И очень важно людям обратить внимание на потерявших отцов детей в нашей Умме, а также на то, как надо к ним относиться.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему».
[Сура «аль-Исра», аят 34]
Если человек является опекуном сироты, то он может брать из его имущества ровно столько, сколько необходимо для различных нужд и потребностей этого ребенка в тот или иной период его жизни. Также он может, если боится, что со временем это имущество обесценится, вкладывать его в то, что его увеличит и принесет пользу сироте. При этом он должен подходить к этому делу с гораздо большей осторожностью, чем если бы он вкладывал свои личные средства. Таким образом, распоряжаясь имуществом сироты, опекун не должен вкладывать его в сомнительные проекты. Однако он советуется, встречается со специалистами в той или иной области, узнает, приносит ли доход данный бизнес и какие в нем гарантии и тому подобное. Только после всех предпринятых мер безопасности он имеет право пустить имущество сироты в оборот для его сохранения и увеличения. И если берет за это какую-то награду как оплату своей работы, равную тому, столько положено за подобные деяния на рынке труда, — то это дозволяется.
Как бы там ни было, вопрос заключается в том, является ли человек, материально обеспечивающий сироту, его полноценным опекуном? Нет сомнения, что в этом деле заключено огромное благо, однако в хадисе, который мы упомянули, под «кафаляту ль-йатим» не имеется в виду только оказание материальной поддержки, но в большей степени подразумевается ситуация, когда человек забирает сироту в свой дом и воспитывает вместе со своими детьми, если они имеются, либо подобно тому, как он воспитывал бы родных детей. Туда входит не только материальное обеспечение, но и духовная составляющая, имеющая огромное значение в вопросе опеки сироты, при которой ребенок живет в семье, получая полноценное обеспечение и воспитание.
Что еще может сделать человек по отношению к чужому ребенку, кроме и более перечисленного? Если забираешь и воспитываешь как своего ребенка — больше ничего и не сделаешь, это и есть «кафаляту ль-йатим», упомянутая в хадисе.
Некоторые ученые упомянули из мудростей этого хадиса также то, что, скорее всего, Пророк ﷺ, когда объявил о близости с ним в Раю опекуна сироты, также уподобил себя опекуну сироты. Каким образом? Ведь когда он ﷺ был послан в этот мир, люди здесь были подобны сиротам, а Пророк ﷺ стал их опекуном, указав на правильный путь, а также на то, где польза, а где вред, тем самым сделав все, что необходимо, для сироты.
Поэтому нет сомнения, что тот, кто помогает материально, — имеет огромную награду, если пожелает Всевышний Аллах. Однако это не то, о чем говорится в хадисе. Что, впрочем, не говорит о том, что надо сейчас же перестать помогать сиротам материально. Нет! Помощь для них — это огромная награда. Известно, что за каждое благодеяние человек получит от десяти до семисот вознаграждений, или даже более этого, в зависимости от намерения, нужды и ситуации.
А Аллаху ведомо лучше.