Вопрос № 251:
«Можно ли носить верхнюю одежду с мехом различных животных: шубу или нечто подобное? И что делать, если неизвестно, каким образом они были убиты?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Существует четыре разновидности шкур животных.
Первая — шкуры животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу и которые были зарезаны дозволенным способом.
Вторая — шкуры животных, мясо которых дозволено принимать в пищу, однако они были убиты недозволенным способом: током или как-то иначе, в результате чего их мясо стало нехаляльным.
Третья — шкуры животных, мясо которых нельзя принимать в пищу вне зависимости от того, как они были убиты, однако их шкуры используют, например, ослов, обезьян и т. п.
Четвертая — шкуры хищников.
Относительно каждого из этих видов шкур, кроме первого, есть разногласия. Однако, чтобы не углубляться во все эти разногласия и сразу перейти к наиболее сильному мнению, достаточно привести один хадис, который, как сказали многие из ученых, закрывает все существующие разногласия. В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, да помилует его Аллах, Пророк ﷺ сказал:
«Если шкура прошла дубление, то она стала чистой».
— Сахих Муслима, хадис № 366.
В версии имама ат-Тирмизи Пророк ﷺ сказал:
«Какая бы шкура ни прошла дубление, она стала чистой»,
— Сунан ат-Тирмизи, хадис № 1728.
— и как указывает имам ат-Тирмизи, имам аль-Бухари посчитал этот хадис достоверным, хотя и не включил его в свой сборник.
У кого-то может возникнуть вопрос: «Почему же имам аль-Бухари не включил этот хадис в свой сборник, если он посчитал его достоверным?» Потому что не все достоверные хадисы приходят в сборнике имама Бухари, поскольку у него были очень жесткие условия при составлении сборника и многие достоверные хадисы, не удовлетворяющие этим условиям, туда не вошли. Однако имам ат-Тирмизи учился у имама Бухари и часто упоминает в своем сборнике Сунны его мнение, говоря: «Сказал Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаиль…»
Исходя из упомянутого дозволено использовать все виды шкур и кожи, если они прошли дубление. Однако остается еще одна проблема: вопрос дозволенности использования шкур или кожи свиньи и собаки. Хотя приведенный выше хадис закрывает эту проблему словами: «Любая шкура…» — то есть хоть свиная кожа, хоть собачья шкура, — однако лучше все же избегать их использования, поскольку тексты о нечистоте этих двух животных являются очень сильными. Лучше выйти из разногласия и не использовать шкуры этих животных, особенно если дело касается молитвы. Например, если на человеке куртка из свиной кожи, или одежда из собачей шкуры, или какие-то аксессуары или обувь из кожи этих животных, то лучше не молиться в этих предметах, потому что молитва — это нечто великое. А вдруг из-за этого наджаса Аллах не примет ее? Поэтому, хотя бы совершая обязательные намазы, лучше не надевать подобное. А если человек полностью смог отказаться от ношения такой одежды и обуви, то это еще лучше.
Что же касается ситуации, когда человек не знает из какой шкуры или кожи сделаны его одежда или обувь, то основа в любой одежде и обуви, как и во всем, что касается мирского, — дозволенность, до тех пор пока не будет довода на обратное. Это часто упоминаемое правило: «В мирских вопросах дозволенным является все, кроме того, что запретили Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ. И наоборот, в вопросах поклонения и вероубеждения является запретным все, кроме того, что узаконили Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ». Человек не может придумывать от себя никаких молитв, никаких постов, никаких азкаров и т. д. Это очень важное правило, которое облегчает жизнь мусульманам.
Получается, что нет разницы, каким образом было убито животное?
Неважно, как было убито животное. Если его шкура прошла через процесс дубления, она становится чистой, как сказано в ясном хадисе:
«Какая бы шкура ни прошла дубление, она стала чистой».
— Сунан ат-Тирмизи, хадис № 1728.
Это слова Пророка ﷺ, не слова кого-то из имамов и не мнение какого-то мазхаба. Поэтому мы следуем его словам. «Какая бы…» указывает на все виды кожи и шкур без исключения. Однако мы выделяем в этом вопросе кожу свиньи и шкуру собаки — не потому, что они являются исключением, а потому, что по поводу этих животных есть очень суровые тексты. Поэтому мы говорим: из предосторожности, из стремления уберечь свою молитву не совершайте обязательные намазы в том, что сделано из кожи или шкур этих животных. Но это не запрет, а рекомендация.
А Аллаху известно лучше.