Вопрос № 156:
Некоторые братья со своими женами, собравшись семьями, сидят за одним столом и проводят время вместе. На упреки же они отвечают, что у всех женщин махрамы присутствуют. В связи с этим просим раскрыть тему смешения полов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передается в достоверных сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, что Пророк ﷺ сказал сподвижникам:
«إِيَّاكُمْ وَالدُّخُولَ عَلَى النِّسَاءِ»
«Ни в коем случае не заходите к чужим женщинам». И тогда один из ансаров ответил: «О, Посланник Аллаха, что ты скажешь по поводу «аль-хаму» («الحَمْوَ» — близкие родственники мужа: его родные или двоюродные братья, дяди)?» Пророк ﷺ сказал: «Этот близкий родственник мужа — смерть».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 5232, т. 7, с. 37; Сахих Муслима, хадис № 2172, т. 7, с. 7[1].
Почему Пророк ﷺ назвал его смертью? Потому что близкие родственники имеют возможность заходить в дома таким образом, как не имеют возможности посторонние. Они заходят и пребывают там без какого-либо коварства, со своей стороны не боясь прегрешения. Однако шайтан работает и в этом отношении. Известно, что близкие родственники мужа (его родные или двоюродные братья, дяди) не являются махрамами для его жены. Поэтому она не имеет права пожимать им руку во время приветствия, сидеть с ними, смеяться, разговаривать на какие-то необременительные темы, снимать платок перед ними, уединяться. Все это относится к запретному, потому что это чужие мужчины для нее. Что же касается отца мужа, его деда или сыновей от другого брака, то они для нее являются махрамами.
Также следует упомянуть, что в подобных вопросах имеются две крайности, наблюдаемые среди мусульман.
Первая крайность: открытие этих дверей очень широко. Доходит до того, что они встречаются, здороваются, сидят вместе, шутят, смеются, дотрагиваются друг до друга и т. д. И даже если женщины в хиджабе, то нарушается исламский этикет, стираются границы стеснения и скромности. Неизвестно, чтобы во времена Пророка ﷺ и его сподвижников происходило подобное, — соответственно, это все является запретным.
Вторая крайность: проявление чрезмерной строгости. К примеру, приходят братья навестить друга к нему домой, а его жена не отзывается и не сообщает им, дома он или нет, потому что ей запрещается отвечать посторонним мужчинам даже через дверь, чтобы ее голос не слышали. Передается в достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ пришел к одному сподвижнику из ансаров, которого не было дома на тот момент, и его жена поприветствовала Пророка ﷺ и впустила его домой, до прихода ее мужа[2]. В этом нет ничего страшного, ведь были соблюдены рамки Ислама: пребывание без уединения и лишних разговоров, при подобающей одежде женщины.
К сожалению, подобная крайность имеет место в наше время. Например, пришли родственники мужа, не являющиеся для женщины махрамами, и она не открывает им двери, не разговаривает с ними, игнорируя пришедших. Нельзя доводить до такой крайности. Если не имеют место уединение с чужими мужчинами, непонятные разговоры, шутки, смех, прикосновение, — то разрешается женщине впустить гостей и сказать: «Муж сейчас придет, побудьте в этой комнате».
Также нет проблем, когда в присутствии мужа жена помогает поставить на стол какие-то угощения, при условии, что она одета как подобает. Доводом на это является хадис, который передается в достоверном сборнике у Бухари, что Умм Усейд, да будет доволен ею Аллах, ухаживала за Пророком ﷺ и сподвижниками, принося им еду во время свадебного торжества[3].
Мы должны отдалиться от этих двух неприемлемых крайностей. И, слава Аллаху, наша религия — срединная.
Однажды с одним братом произошел необычный случай в стране, в которой не принят исламский этикет. К нему приходил репетитор и обучал его местному языку. По прошествии нескольких уроков репетитор удивленно сказал: «Я прихожу к вам и вижу, что вы как будто живете один, и нет женщин в доме». И получил ответ: «Женщины у нас не появляются без необходимости перед чужими мужчинами. У нас есть мужская и женская части дома».
Когда преподаватель услышал это, то заплакал. Он не был мусульманином, и его поразил данный обычай, после чего он поделился своей жизненной ситуацией с тем братом, сказав: «Со мной произошло нечто удивительное! У меня был очень близкий с детства друг, с которым мы выросли, учились вместе в школе и университете. После моей женитьбы он, как обычно, приходил к нам, мы общались и даже ездили часто семьями отдыхать вместе. И вот недавно моя жена ушла от меня к этому другу, бросив меня с двумя детьми. Если бы мы жили как мусульмане, такого не произошло бы».
Нет сомнения, что это — работа шайтана. Он прилагает все свои усердия, чтобы нарушить родственные и дружеские узы и сделать самое мерзкое, что только возможно совершить в этой семье. Брошенный муж сам признался в том, что если бы они жили как мусульмане, подобного не произошло бы. И к плачевному результату привело их семью именно то, что женщины были открыты и доступны для чужих мужчин.
У мусульман, хвала Аллаху, в этом отношении есть определенные установленные Шариатом рамки, и нельзя переходить границы, но при этом — не впадая в крайности, которые мы упомянули ранее.
А Аллаху ведомо лучше.