Вопрос № 214:
«С какой книги лучше начинать получать знания русскоязычным мусульманам?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Приобретение знаний бывает двух видов.
Первый является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки. Это те знания, которые необходимы в поклонении и вероубеждении, а также знания халяла и харама.
Это является обязательным перед Аллахом, так как касается внутреннего мира человека — его убеждений и внешнего мира — поклонения или отношения к людям. Человек должен знать, что такое вера, какие существуют основные ответвления веры, что ее нарушает, как правильно поклоняться Аллаху, что является дозволенным и запретным, о взаимоотношениях с людьми. Все это является для каждого мусульманина обязательным.
Самый лучший метод познания всего этого — изучение Священного Корана и Пречистой Сунны. Лучше данного метода нет. Тот, кто читает Коран, — изучает его смыслы, обучается Сунне Пророка ﷺ и, когда у него возникают вопросы, задает их знающим. Этот человек получит наибольшую пользу.
Второй касается тех, кто изучает шариат как науку. Это специалисты в шариатских науках, будь это тафсир, хадис, акъыда, фикъх и т. д.
Для них дело обстоит иначе, потому что люди, которые изучают шариат как науку и специализируются в этих знаниях, обязаны пройти определенные степени. В каждой науке есть книги для начинающих, есть и для тех, кто посередине пути, и, наконец, книги для завершающих: по фикъху, акъыде, тафсиру, хадисам.
Начинать следует с кратких книг. В науке о хадисах надо начать с «40 хадисов Имама Ан-Навави», заучить ее наизусть и пройти толкование. Далее перейти к книге «’Умда аль-Ахкам имама аль-Макъдиси», а потом уже к «Булугъ аль-Марам имама Ибн Хаджара аль-Аскъаляни». Потом перейти к шести известным сборникам Сунны: «Сахих имама аль-Бухари», «Сахих имама Муслима», «Сунан имама Абу Дауда», «Сунан имама ат-Тирмизи», «Сунан имама ан-Насаи» и «Сунан имама Ибн Маджа». У нас, мусульман, переход должен происходить именно в такой последовательности.
В любой другой науке также есть книги для начинающих, прошедших половину пути и для тех, кто завершает этот путь.
Исходя из этого мы должны видеть различия между этими двумя видами приобретения знаний: знания, которые обязательны для всех мусульман, и те знания, которые обязательны для мусульман, изучающих их как науку.