Вопрос №95:
Сейчас некоторые братья говорят, что нельзя ходить в мечети, которые находятся в странах куфра, например, в России, в том числе и в КБР, где нет шариата, якобы мечетями управляют неверующие. Они говорят, что нельзя ходить ни в пятничные дни, ни в обычные, и что некоторые ученые дали фетву насчет этого. Также есть и такие, кто говорит, что пятничный намаз не является фардом для тех, кто живет в немусульманской стране. Доводом на это они приводят то, что Посланник Аллаха ﷺ, когда жил в Мекке до хиджры, не проводил пятничные молитвы в мечети, так как они жили в местности, где не был установлен шариат Аллаха. Только после того, как Пророк ﷺ со сподвижниками переселился в Медину, он начал проводить пятничную молитву в мечети. Хотели бы услышать ваше наставление насчет всего этого.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нет сомнения, что те, которые говорят: «В России, или в какой-то другой стране, все мечети управляются немусульманами», — находятся в явном заблуждении. Вряд ли говорящий такие слова посещал все мечети и знает их настолько, чтобы вынести решение о том, что все эти люди являются неверующими. Несомненно, в основе своей люди, управляющие этими мечетями, являются мусульманами, и тот, кто утверждает обратное, должен привести на это ясный довод. Это опасное заблуждение, близкое к идеологии хариджитов, так как оно является обвинением в неверии без доводов.
Обвинение в неверии — это часть нашей религии, но оно должно основываться на доводах, и если у тебя есть доводы для обвинения, то ты обязан обвинить в неверии. Однако если у тебя нет шариатских доводов, то ты не имеешь права обвинять кого-то в неверии просто по какому-то слуху, или мнению, или потому, что просто тебе так кажется. Так поступать запрещено, потому что обвинение в неверии — это решение только Аллаха и Его Посланника ﷺ. Таким образом, если у тебя нет доказательств со слов Аллаха или Его Посланника ﷺ по поводу этих людей, то ты не имеешь права кого-то выводить из Ислама.
Что касается пятничной молитвы джум’а, то, несомненно, она является обязательной для каждого мужчины, находящегося в этой стране или в этом городе, если он не является больным или путником, и со всеми другими условиями, упоминаемыми учеными для этих людей.
Эта молитва была узаконена в Медине, и те, кто говорит, что Пророк ﷺ не практиковал джум‘а в Мекке, — люди невежественные. Он не совершал эту молитву в Мекке по причине того, что в основе своей она там не была узаконена для мусульман. В противном случае Пророк ﷺ не упустил бы этот вид поклонения и непременно совершал бы его и в Мекке.
Аллах говорит в суре, названной «аль-Джум’а»:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ
«О вы, которые уверовали, если призвали к молитве в день джум’а, то поспешите к поминанию Аллаха»
[Сура «аль-Джум’а», аят 9]
И ведь Он не указал в аяте на то, в какой именно стране нужно откликнуться на призыв к пятничной молитве: в стране неверных, или в стране мусульман, или в стране иудеев? Соответственно, в какой бы стране или местности ты ни находился, если там есть мечеть, где выполняется пятничная молитва, и ты услышал призыв к ней, то обязан ответить на этот призыв, раз ты не болен и не являешься путником.
Однако, скорее всего, в данной ситуации некоторые люди, не имеющие представления о науке «аль-фикъх», прочитали какие-то цитаты ученых и неправильно их поняли, как это обычно и бывает. Как говорят ученые: «Если бы замолчали невежественные, то уменьшились бы разногласия». Но когда невежественные говорят, прочитав что-то, недопоняв где-то, вырвав из контекста откуда-то, — происходит подобная путаница.
Важно добавить, что большинство ученых считает недозволенным проводить вторую коллективную пятничную молитву в городе или в селении, кроме как с позволения Имама — правителя мусульман. Что касается первого джама’ата в день джум’а, то это приказ Всевышнего Аллаха, и на это не требуется ничье дозволение. Однако для второго джама’ата необходимо спросить правителя мусульман, и он должен дать на это согласие. Почему? Потому что, возможно, второй джама’ат хочет отколоться от мусульман, и это мятежники, которые будут проповедовать то, что противоречит Корану и Сунне.
В данном вопросе есть разногласия у ученых. Некоторые правоведы, а их меньшинство, сказали, что имам может запретить проведение пятничной молитвы как в первом коллективе, так и во втором. Однако, несомненно, это мнение является слабым, не имеющим доводов. Мнение же большинства ученых сильнее, и они говорят, что разрешение требуется только второму джама’ату, а для первого — это приказ Аллаха, который все обязаны выполнять.
Таким образом, вероятнее всего, те, которые утверждают, что в нашей немусульманской стране нет Имама, в связи с чем и совершение джум’а с нас спадает, — опираются в этом на слабое мнение правоведов, не имеющее доводов.
Иначе говоря, это их ошибочное мнение проистекает:
- во-первых, из разногласия относительно дозволенности проведения пятничной молитвы без разрешения Имама кроме как в соборной мечети;
- во-вторых, из слабого мнения, не подтвержденного доводом, которое заключается в том, что правитель мусульман может запретить проведение пятничной молитвы как в первом коллективе, так и во втором;
- в-третьих, даже те, кто говорил об этом, не имели в виду того, что говорят сегодня эти мусульмане.
Путаница возникла по причине того, что люди, не имеющие знаний, обсуждают эти вопросы, не понимая их. Для ученых же в этих вопросах нет никаких проблем, так как они для них явные. И, как известно из высказываний ученых этой религии: «Погибель этого мира от трех: наполовину ученого, наполовину врача и наполовину философа». Наполовину ученый, не обладая полными знаниями, говорит только то, что знает, сомневается в этом, все путает, и это приводит к краху и гибели религии людей. Наполовину врач, до конца не доучившись, но имея желание лечить людей, на самом деле калечит их. И наполовину философ — это тот, который начинает мудрить, но у него нет мудрости, потому что он не научился ей, в связи с чем начинает вводить людей в заблуждение в вопросах разума и умозаключений.
Таким образом, необходимо быть осторожным и ходить на джум’а. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, кто оставляют джум’а, находятся в такой опасности, что Аллах запечатает их сердца»[1]. Если человек пропустил три джум’а без шариатских причин, то он находится в опасности, как на это указал другой достоверный хадис[2]. Возможно, его сердце будет запечатано, и Аллах приведет его к погибели за оставление пятничной молитвы. Люди, до которых дошло, что надо ходить на джум’а, должны покаяться и вернуться к мусульманам и их коллективной молитве в этот великий день.
А Аллаху ведомо лучше.