Вопрос № 245:
«Как правильно завершать молитву человеку, опоздавшему на первый, второй, третий или четвертый ракааты коллективной молитвы?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В этом вопросе у ученых есть три основных мнения, и они возвращаются к двум хадисам.
В первом хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который приводят в своих достоверных сборниках имамы аль-Бухари и Муслим, Пророк ﷺ сказал:
«Совершайте ту часть молитвы, которую вы застали, а то, что упустили — дополните».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 908; Сахих Муслима, хадис № 602.
В другом хадисе, приведенном имамом Ахмадом, Пророк ﷺ сказал:
«И то, что вы не успели сделать, возместите».
— Муснад Ахмада, хадис № 7250.
У нас сложилась следующая ситуация: человек пришел на молитву, когда имам уже совершил некоторое количество рака’атов. Опоздавший присоединяется к имаму и следует за ним, а имам завершает свою молитву. Как должен поступить тот, кто опоздал: дополнить свою молитву или возместить пропущенное?
Если мы скажем, что он должен дополнить ее, это означает, что та часть намаза, которую он совершил за имамом, была началом его молитвы, а то, что он совершает после завершения молитвы имамом, является дополнением. Если мы скажем, что он должен возместить пропущенное, то получится наоборот: часть, которую он совершил за имамом, будет концом молитвы, после чего опоздавший должен встать и возместить ее начало. Очевидно, что от понимания этих двух хадисов зависит порядок совершения молитвы в словах и действиях.
Как мы уже упомянули, среди ученых есть три мнения по этому вопросу.
Первое мнение — основой в этом вопросе является хадис, который приводят аль-Бухари и Муслим, и не следует обращать внимание ни на что иное. Человек встает за имамом, совершает за ним ту часть молитвы, которую он застал, а затем продолжает молитву так, как он делал бы ее один. Это мнение большинства ученых, и оно является наиболее сильным.
Второе мнение — мазхаб группы ученых, которые взяли за основу в этом вопросе хадис, который приводит имам Ахмад, да помилует его Аллах. Они говорят, что та часть молитвы, которую человек успел совершить за имамом, является концом его молитвы, а ее начало он должен возместить. Например, если вы по уважительной причине опоздали на вечернюю молитву и присоединились к ней только на третьем рака’ате, то этот рака’ат вы совершаете за имамом, а после того как он дает салям, вы делаете следующее:
- встаете и начинаете молитву словно сначала, т.е. читаете в первом рака’ате вслух суру «аль-Фатиха» и другую суру, затем во втором рака’ате опять читаете вслух суру «аль-Фатиха» и другую суру; и вы не садитесь между ними, потому что для вас это два начальных рака’ата вечерней молитвы, садиться между которыми не нужно.
- третий рака’ат вы уже сделали с имамом, поэтому после вашего второго рака’ата вы даете салям, и так выходите из намаза.
Это мнение тоже сильное, но не настолько, как первое.
Третье мнение — слабее, чем два предыдущих, и его приверженцы сказали, что опоздавший дополняет молитву в действиях и возмещает в словах. Поскольку это наиболее слабое из мнений, мы не будем разбирать его.
А по поводу предыдущих двух мнений нужно добавить следующее:
- первое мнение является более сильным, поскольку хадис, на который оно опирается, приходит в достоверных сборниках Бухари и Муслима. Несомненно, что хадисы, которые имамы собрали в этих двух сборниках, превосходят своей достоверностью остальные, даже если те тоже являются достоверными;
- два приведенные выше хадиса можно объединить, не обязательно взять первый хадис и оставить второй, поскольку в арабском языке «قَضى» может иметь смысл «أتَمَّ».
Всевышний Аллах сказал:
فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ
«Когда завершилась (пятничная) молитва, то распространяйтесь по земле и ищите из милости Аллаха»
[сура «аль-Джуму’а», аят 10].
В этом аяте «قَضَى» не означает «вы возместили», но здесь это слово приходит со значением «أتَمَّ» — «вы завершили». Это служит аргументом в пользу того, что более сильным является первое мнение, а именно: после того как имам дал салям, опоздавший совершает молитву так, как он делал бы ее один, т. е. он не возмещает пропущенное, а дополняет то, что совершил.
Если мы опять приведем пример с человеком, который успел только на последний ракаат молитвы магриб, то, согласно наиболее сильному мнению, последовательность его действий после завершения молитвы имамом будет выглядеть так:
- встает на второй рака’ат, читает «Аль-Фатиху» и другую суру;
- садится как после второго рака’ата;
- встает на третий рака’ат и читает только суру «аль-Фатиха», потому что другие суры после нее читаются только в первых двух рака’атах.
Также следует упомянуть, что два раза давать салям не следует. Салям дается только по завершению молитвы. Ты совершаешь оставшиеся ракааты и даешь салям после них.
А Аллаху известно лучше.