О названиях мечетей и причислении мусульман к различным сектам
Вопрос № 155:
Сегодня многие братья и сестры начали обвинять друг друга, причисляя мусульман к разным сектам: одних называют мурджиитами, других хариджитами и т. д. Дошло до того, что мечети начали называть мурджиитскими, хариджитскими, ашаритскими и тому подобное. Просим сделать наставление на этот счет.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах назвал нас в Коране мусульманами, сказав:
هُوَ سَمّاكُمُ المُسلِمينَ مِن قَبلُ وَفي هٰذا
«Он (Аллах) назвал вас мусульманами раньше (в его Писаниях, которые были ниспосланы раньше) и здесь (в Коране)».
[Сура «аль-Хадж», аят 78]
Тут говорится о том, что Аллах назвал правоверных мусульманами как в предыдущих Писаниях, так и в Коране — в этой религии — Ислам. И у данной уммы одно название — мусульмане, чего мы и должны придерживаться, стараясь не нарушать то, что заповедал нам Аллах в Своей Книге.
Однако сегодня люди придумывают какие-то иные названия, относя себя к определенным группам или убеждениям, или же другие относят их к таковым. Данные явления, к сожалению, становятся повсеместными и могут встречаться в любом обществе. В связи с этим нам следует вспомнить поучительный метод, упомянутый Всевышним Аллахом в Великой Книге:
قَالَ ٱلۡمَلَأُ مِن قَوۡمِهِۦٓ إِنَّا لَنَرَىٰكَ فِي ضَلَٰلٖ مُّبِينٖ ٦٠ قَالَ يَٰقَوۡمِ لَيۡسَ بِي ضَلَٰلَةٞ وَلَٰكِنِّي رَسُولٞ مِّن رَّبِّ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٦١
«Знатные люди из его народа сказали: «Мы видим, что ты (о, Нух) находишься в очевидном заблуждении». (Пророк Нух) сказал: «О мой народ! Я не заблуждаюсь. Напротив, я — посланник Господа миров»».
[Сура «аль-А’раф», аяты 60-61]
Когда пророку Нуху, мир ему, сказали: «Ты — заблудший и в явном заблуждении», он не ответил им: «Вы тоже заблудшие», а произнес: «Я не являюсь заблудшим, однако я — посланник от Господа миров». Тот же самый пример мы находим в истории пророка Худа, мир ему, которому сказали, что он находится в сумасшествии, то есть он глупец и потерял разум. Что же он ответил на это? Пророк не возразил, что обратившиеся такие же глупцы, каким назвали его. Однако заявил:
قَالَ ٱلۡمَلَأُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِن قَوۡمِهِۦٓ إِنَّا لَنَرَىٰكَ فِي سَفَاهَةٖ وَإِنَّا لَنَظُنُّكَ مِنَ ٱلۡكَٰذِبِينَ ٦٦ قَالَ يَٰقَوۡمِ لَيۡسَ بِي سَفَاهَةٞ وَلَٰكِنِّي رَسُولٞ مِّن رَّبِّ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٦٧
«Знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали: «Мы видим, что ты глупец, и мы однозначно считаем, что ты — из числа лжецов». (Пророк Худ) сказал: «О мой народ! Я не являюсь глупцом, а являюсь посланником Господа миров»».
[Сура «аль-А’раф», аяты 66-67]
Эти два примера в суре «аль-А’раф» явно показывают нам благонравное отношение Пророков к тем, кто возводит на них ложные обвинения.
Исходя из этого, следует знать: когда тебя в чем-то обвиняют, то не следует уподобляться таким людям и обвинять их в ответ, так как нет в данном действии блага. Прежде всего необходимо донести до них истину — то, на чем был Пророк Мухаммад ﷺ; то, на что указывает Книга Аллаха; то, на чем мусульмане с первых веков. Это и есть наша религия — Ислам. Пророк Мухаммад ﷺ назвал тех, кто следует по его пути, «Ахлю Сунна», то есть приверженцы его ﷺ Сунны. Поэтому все нововведенные названия и вынесенные обвинения мы должны встречать подобно тому, на чем были предыдущие Пророки и Посланники, а также наш Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники.
Всегда будут находиться те, кто станет утверждать: «Вы — хариджиты, мурджииты или шииты». Как это упоминает один из имамов маликитского мазхаба, который в начале своей книги говорит: «Я был в пути, и когда говорил о своей любви к сподвижникам, то меня называли «науасыб» (от араб. «نَاصَبَ» — «враждовать»), якобы я не люблю семейство Пророка ﷺ. Когда я говорил о своей любви к семейству Пророка ﷺ, меня называли шиитом. Когда я говорил, что деяния имеют значение, то меня называли къадаритом, а когда я говорил, что все в Руках Аллаха, то меня называли джабритом».
Всегда найдутся люди, готовые назвать тебя как-то обидно и унизить, имеющие неправильное намерение, злые помыслы, взявшие из твоих слов только то, что им хочется слышать, а не то, что было произнесено на самом деле. Так было всегда. Шейх аль-Исляма Ибн Теймию и Ибн аль-Къайима называли хариджитами, многих других ученых называли мурджиитами, хашауитами и аль-мушаббиха. Ученым Ахлю Сунна часто давали разные обидные названия, и это естественное и часто встречающееся явление в злонамеренных людях, пытающихся отвратить других от пути Всевышнего Аллаха. Однако призывающие к истине не должны на это отвлекаться, заходя в споры и диспуты. Истина — всегда она явная и ясная. Сказал Всевышний Аллах об этом в Коране:
ۚ قَد تَبَيَّنَ الرُّشدُ مِنَ الغَيِّ
«Прямой путь уже отличился от заблуждения».
[Сура «аль-Бакъара», аят 256]
Нет необходимости кого-то в чем-то обвинять и спорить. Напротив, пусть люди займутся призывом к Аллаху, Свят Он и Велик, призывом к единобожию, Сунне Пророка ﷺ — именно это является основой.
Сказал Всевышний Аллах в Коране:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا يَسۡخَرۡ قَوۡمٞ مِّن قَوۡمٍ عَسَىٰٓ أَن يَكُونُواْ خَيۡرٗا مِّنۡهُمۡ وَلَا نِسَآءٞ مِّن نِّسَآءٍ عَسَىٰٓ أَن يَكُنَّ خَيۡرٗا مِّنۡهُنَّۖ
«О те, которые уверовали! Пусть одни (верующие) люди не издеваются над другими (верующими) людьми, ведь может быть, что те лучше них. И (верующие) женщины (пусть не издеваются) над (другими верующими) женщинами, ведь может быть, что те лучше них!»
[Сура «аль-Худжурат», аят 11]
Аллах запретил подобные действия, но вышесказанное не исключает присутствие среди людей явных нечестивцев и нововведенцев, не скрывающих своих пагубных убеждений и деяний.
Также оно не исключает и того, что мы должны предостерегать от подобных нововведений и грехов. Каждый мусульманин, который видит совершающих явное нечестие или нововведение, должен остерегаться сам и предостерегать своих братьев от общения с подобными людьми. Это не является оскорблением, а является, напротив, благим путем, на котором зиждились праведные предшественники. Если какие-то люди на самом деле хариджиты, мурджииты или аш’ариты, то мы должны сказать об этом и предостеречь тем самым других. Если люди впали в какие-то явные прегрешения или вредные воззрения, то необходимо предостерегать от них, и это не относится к вышесказанному нами.
Называть же мечети подобными названиями, как указано в самом вопросе, думаю, будет несправедливо. Если допустить, что имам какой-то мечети аш’арит или мурджиит, то неправильно называть всех людей, приходящих в нее, ашаритами или мурджиитами. В эту мечеть могут приходить люди, живущие рядом с ней и не имеющие к подобным заблудшим убеждениям никакого отношения. Поэтому несправедливо называть какую-либо мечеть аш’аритской или мурджиитской. Сказал Всевышний Аллах в Коране:
وَيلٌ لِكُلِّ هُمَزَةٍ لُمَزَةٍ
«Горе всякому хулителю и поносителю».
[Сура «аль-Хумаза», аят 1]
Сюда относятся все, кто издевается, насмехается, дает какие-то клички, сплетничает, злословит за спиной, — позор и горе таким людям. Мусульмане должны в первую очередь заняться собой, своей религией и призывать к ней. А что касается каких-то заблудших сект, то, хвала Всевышнему Аллаху, есть в этой Умме ученые мужи, которые смогут различить истину от заблуждения и предостеречь людей.
А Аллаху ведомо лучше.