Вопрос № 227:
«Есть ли у Аллаха такой атрибут как «аль-Хайр»?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Есть важное правило, касающееся качеств и атрибутов Всевышнего Аллаха: каждое из имен Всевышнего указывает на какое-либо качество, но не от всех качеств Всевышнего образованы имена. Так, например, имена Аллаха «ар-Рахман» и «ар-Рахим» — Всемилостивый — указывают на то, что Он обладает милостью, у Него есть атрибут «милость». Имена «ас-Сами’» и «аль-‘Алим» — Слышащий, Знающий — указывают на то, что Аллах слышит и знает.
Кроме имен и атрибутов есть еще «аль-ахбар» — некоторая информация о Всевышнем Аллахе, которая не имеет отношения к Его атрибутам или именам. Это, например, бόльшая часть глаголов, которые приходят в книге Аллаха и Сунне Пророка ﷺ и обозначают действия Всевышнего.
К примеру, сказал Всевышний Аллах в Коране:
ٱلۡحَمۡدُ لِلَّهِ ٱلَّذِي خَلَقَ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضَ وَجَعَلَ ٱلظُّلُمَٰتِ وَٱلنُّورَۖ
«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и сделал мраки и свет»
[Сура «аль-Ан’ам», аят 1]
Прочитав данный аят мы не можем сказать, что «делающий» — это атрибут Аллаха. Нет, это из «аль-ахбар», — сообщения о Всевышнем. Книга Аллаха содержит огромное множество подобных сообщений, но вовсе не обязательно, чтобы за каждым из них стояло какое-то имя или атрибут. Есть некоторые сообщения, указывающие на имена Аллаха или Его атрибуты, но многие из них не указывают ни на то, ни на другое.
«Аль-Хайр» как раз относится к числу таких сообщений. Доводом на это являются следующие аяты из Священного Корана:
وَاللَّهُ خَيْرٌ وَأَبْقَىٰ
«А Аллах — лучше, и долговечнее»
[Сура «Та-Ха», аят 73]
وَمَكَرُواْ وَمَكَرَ ٱللَّهُۖ وَٱللَّهُ خَيۡرُ ٱلۡمَٰكِرِينَ ٥٤
«Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов».
[Сура «Али ‘Имран», аят 54]
Аллах сообщает о Себе что Он «Хайрун» — лучший, наилучший, хороший. Это сообщение о Всевышнем, но не Его имя, и не атрибут.
В биографиях некоторых ученых я встретил упоминания о таби’ине по имени ‘Абдуль-хайр Хамадани, который был родом из Йемена и учился у Абу Бакра ас-Сыддикъа и ‘Усмана, да будет доволен ими Аллах. Ибн Хаджар сообщает, что этот таби’ин поменял свое имя и стал ‘Абду-р-Рахманом. Почему? Потому что «Хайр» не является именем Аллаха, а человек может называть себя только рабом Аллаха и используя при этом только Его имена: раб Аллаха, раб Всемилостивого, раб Всепрощающего (Абдуллах, Абду-р-Рахман, Абду-р-Рахим, Абду-ль-Гафур). И слово «раб» не добавляется ни к атрибутам Аллаха, ни, тем более, к ахбарам, — сообщениям об Аллахе.
А Аллаху известно лучше.