Вопрос № 136:
«Каково положение человека, который все время смеется, шутит для того, чтобы рассмешить окружающих? Есть ли опасность в этом для его сердца?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Человек сотворен таким образом, что иногда он смеется, иногда горюет и плачет, а иногда радуется. Это естественные состояния людей, которые никто не может отменить.
Как об этом говорит Аллах, Свят Он и Возвышен:
وَأَنَّهُ هُوَ أَضْحَكَ وَأَبْكَىٰ
«Он заставляет смеяться и плакать».
[Сура «ан-Наджм», аят 43]
Однако в нашей религии, несомненно, у шуток и смеха есть определенные критерии, которые запрещается нарушать. Шутки не должны нести в себе ничего запретного: человек не должен, оправдываясь шуткой, пугать другого человека, лгать ему или издеваться над ним. Шутка должна быть правдивой, как это упоминается в Сире Пророка ﷺ: когда к нему пришла пожилая женщина и попросила его сделать ду’а у Аллаха за то, чтобы она вошла в Рай, он сказал ей: «Поистине, пожилые женщины не попадут в Рай». Тогда она удивилась и спросила: «Как так?» Затем он, улыбнувшись, ответил ей, что Всевышний Аллах вернет им молодость, и они вернутся к Аллаху не старыми, а молодыми[1]. Это была правдивая шутка, и в ней ни капли лжи. А в наше время шутки либо оскорбительные, либо в них много лжи, или есть нечто пугающее человека. Все это запрещено и касается всех мусульман.
Что же касается людей, которые показывают пример другим, таких как имамы, муаззины, преподаватели исламских наук, занимающиеся призывом, — то в их отношении дело обстоит немного иначе. Как говорил имам Абдуррахман аль-Ауза’и абу ‘Амр, да помилует его Аллах: «Мы смеялись и шутили до тех пор, пока не стали образцом для подражания, и люди, глядя на нас, начали брать с нас пример. После этого даже улыбка без причины стала для нас недозволенной».
Любое действие, манера поведения или жест человека, являющегося примером для людей, становятся для них образцом для подражания. Если он улыбнулся, засмеялся или пошутил не к месту, то, несомненно, это повлияет на людей и даже может отвратить их от этого знания, полезных назиданий этого человека и от этой мечети. Поэтому люди, обладающие среди мусульман подобным положением, а таких, хвала Аллаху, много, должны быть особо внимательными в этом плане, и им нельзя уподобляться простым людям, которые шутят когда надо и не надо. Их шутка должна быть уместной и иметь благородную цель, а не просто вызывать смех.
Помнится, как однажды наши шейхи пошутили на одном из уроков, сказав, что сегодня у нас последний урок в этом году. И мы удивились этим словам. Как оказалось, они имели в виду, что заканчивается год по хиджре, и завтра начнется новый год, а мы не обратили на этот факт внимания. Все засмеялись, но эта шутка была к месту, так как тем самым они напомнили нам о том, что заканчивается год по хиджре, и заострили внимание на том, что распространено в наше время летоисчисление людей Писания, однако у мусульман есть свое летоисчисление, начинающееся с хиджры Пророка ﷺ.
Когда они пошутили, их цель была праведной. Поэтому люди должны смотреть на шутку именно в подобном контексте, намереваясь тем самым напомнить людям о благом.
А Аллаху ведомо лучше.