Вопрос №94:
Если родители умерли на том, что верили в Аллаха, делали зикр, но не совершали намаз из-за лени или нехватки времени, при этом не запрещая и не отрицая сам столп намаза, то считаются ли они мусульманами? Можно ли детям делать за них ду’а, давать садакъа, совершать хадж? Положат ли на их весы праведные деяния их детей?
Каково положение умершего, который при жизни держал пост, верил в Аллаха и Посланника Аллаха ﷺ, но не молился? Можно ли просить прощения за него?
Можно ли кушать мясо, зарезанное не молящимися? Мусульманин ли тот, который не совершает намаз, не постится и не выплачивает закят, но говорит, что верит в Аллаха? И можно ли отдать свою сестру-мусульманку замуж за такого человека?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Вопросы о положении того, кто считает себя мусульманином, но не молится, не постится, не дает закят; и можно ли при употреблять мясо заколотого им животного или после его смерти делать за него ду’а, давать за него садакъа, — в итоге все возвращаются к одной основе.
Ученые единогласны в том, что тот, кто не молится, считая молитву не обязательной или даже выдумкой, отрицая ее как столп Ислама, — такой человек не может быть мусульманином.
Однако если кто-то признает молитву обязательной, но не совершает из-за лени или решил ее отложить на какой-то период, например, ближе к старости и т. д., то по такому человеку среди ученых есть серьезные разногласия.
И мы не раз упоминали и обсуждали с вами, что этого человека мы не считаем неверующим и говорим, что он мусульманин. Тем более в странах или регионах, где Ислам появился не так давно, где долгое время его не было или он находился под запретом, то, соответственно, и знания о нем искажены или неполные. И нужно еще учитывать тот фактор, что нормальному распространению Ислама препятствуют практически все средства массовой информации: газеты, радио, телевидение и т. д., — которые вещают все только против мусульман, где, по примерной статистике, на тысячу слов против этой религии приходится одно слово за нее. Но, невзирая на всю вражду, негатив и ложь, которая наговаривается на эту религию, Ислам все же распространяется по различным странам, пусть и в некоторых из них в искаженном виде. В связи с этим мы и даем людям в таких странах оправдание в вопросах веры или неверия, если кто-то из них не совершает молитву, при этом не отрицая ее.
Чтобы такого человека назвать неверным, необходимо провести ряд мер, после чего ученые и выносят решение по каждому конкретному случаю. Прежде всего необходимо довести до этого человека и должным образом несколько раз разъяснить ему положение оставившего молитву. И если он после всех процедур продолжит упорствовать в своем отрицании обязательности молитвы как столпа Ислама, то только в этом случае учеными выносится решение, что он неверный. И в этом нет проблем, если решение вынесено после всех ступеней, которые известны в шариате.
Таким образом, для того, чтобы сказать, что человек вышел из Ислама, необходимо провести целый ряд процедур, а для того, чтобы человек вошел в Ислам, следует просто произнести слова шахады (свидетельства), и человек становится мусульманином. Обратите внимание на величие этой религии: для того, чтобы войти в нее, нет надобности проводить какие-то ритуалы, скрытые действия или проходить некие ступени, как у масонов или жрецов. Человек произносит шахаду с пониманием этих слов, не делает то, что их нарушает, и он — мусульманин, этого достаточно. Но чтобы вывести человека из Ислама, напротив, необходим целый ряд действий для вынесения решения о его неверии, и это не так просто. Конечно, мы не ведем речь о тех одиозных случаях, когда человек ругает Аллаха или Его Книгу, и тому подобное.
Поэтому мы считаем таких людей мусульманами до тех пор, пока не было вынесено решение о выведении их из Ислама. Исходя из этого все, что относится к мусульманам, относится и к ним: они хоронятся на мусульманских кладбищах; мясо животных, заколотых ими, является дозволенным; они остаются опекунами для своих сестер, дочерей и т. д.
Доводом на это является то, что Хузайфа ибн аль-Яман E сказал: Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки с новой одежды, и так будет продолжаться до тех пор, пока люди не перестанут знать о посте, молитве, паломничестве и о садакъа, а Книга Великого и Всемогущего Аллаха исчезнет за одну ночь и на земле не останется из неё ни одного аята. И останутся разные группы людей, в числе которых будут старик и старуха, которые будут говорить: «Мы застали своих отцов на этих словах: «Ля иляха илля-Ллах», и мы говорим это».
Сыля ибн Зуфар e спросил его: «Чем поможет им это «Ля иляха илля-Ллах», если они не будут знать ни о молитве, ни о посте, ни о паломничестве, ни о садакъа?» Но Хузайфа E отвернулся от него. Затем тот повторил свой вопрос трижды, но Хузайфа каждый раз отворачивался от него, а потом на третий раз повернулся к нему и трижды сказал: «О Сыля, оно спасёт их от Огня!»[1].
Также сказал имам Ан-Науауи e: «Мусульмане не переставали наследовать оставивших молитву и принимать от них наследство. А если бы они были неверными, им бы не было прощения и нельзя было бы наследовать и принимать от них наследство»[2].
Известно, что учёные дают оправдание даже за явное неверие, если человек совершил его в стране, далекой от знаний. Как это передается в достоверном хадисе про человека, который сказал своим детям сжечь его тело после смерти, дабы Аллах не воскресил его[3], и множество других доводов. И конечно же оправдания достоин тот, чей грех меньше, чем сомнение в Величии Аллаха.
Однако мнение о том, что они не являются мусульманами, — сильное, и мы его также не отрицаем. Оно имеет место, и, возможно, оно ближе к истине в тех странах, где Ислам распространен давно, где живут только мусульмане или они составляют большую часть населения, где знают все столпы Ислама. Как не делать намаз среди этих людей!? Поэтому возможно такое, что в вопросе, по которому имеется несколько мнений, одно из них может применяться в одной стране, но не применяться в другой, по причине некоторых факторов, имеющих место среди этого народа.
Соответственно, если они мусульмане, то можно делать за них ду’а, давать за них садакъа, просить у Аллаха за них прощения, есть мясо заколотых ими животных, и они остаются опекунами для своих женщин.
Что же касается дозволенности выдавать замуж мусульманок за людей, которые не совершают молитву, то здесь другое законоположение, которое называется «كفاءة», — «соответствие, равенство, подобие». Одно дело сказать, что они мусульмане, но другое дело — мы должны признать, что они нечестивцы и не имеют права жениться на праведной мусульманке. И даже если она вышла замуж, а потом выяснилось, что он нечестивец, т. е. совершает большие грехи, то семья этой девушки имеет право на расторжение данного брака, это вопрос из «кафаа».
А Аллаху ведомо лучше.