Вопрос № 206:
«Пожалуйста, расскажите о положении родителей и детей — инвалидов с синдромом Дауна, ДЦП и другими болезнями — в этом мире и в вечной жизни. Попадут ли люди с умственной отсталостью и другими недугами после смерти в Рай без расчета?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит в Своей Священной Книге:
وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَٱتَّبَعَتۡهُمۡ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَٰنٍ أَلۡحَقۡنَا بِهِمۡ ذُرِّيَّتَهُمۡ وَمَآ أَلَتۡنَٰهُم مِّنۡ عَمَلِهِم مِّن شَيۡءٖۚ
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний».
[Сура «ат-Тур», аят 21]
В этом аяте Аллах напоминает нам о ситуации тех, которые уверовали в Судный день, и говорит, что Он воссоединит этих верующих с их потомками.
Известно, что все шариатские постановления требуют наличия разума. Людей, которые страдают отсутствием разума, не касаются постановления, такие как молитва, пост, хадж, — то есть с них снимается большинство законов Ислама.
Если испытанные подобной болезнью были детьми мусульман, или хотя бы один из родителей был мусульманином, то они будут с ними в Раю, как указывает на это вышеприведенный аят. Они будут в Раю, даже если один из родителей мусульманин, потому что правило гласит: «Ребенок относится к лучшему из родителей».
Ошибочно смотреть только на религию отца, как это у нас принято, что если отец мусульманин, то и ребенок мусульманин, если отец не мусульманин, то и ребенок не является таковым. Наиболее верно считать, что ребенок относится к лучшему из родителей. Если мать стала мусульманкой, а отец — нет, то все ее дети являются мусульманами. Если отец мусульманин, а мать — нет, то все дети также являются мусульманами. Если отец из людей Писания, а мать — атеистка, то ребенок из людей Писания, потому что люди Писания лучше, чем атеисты.
Что же касается детей, которые не относятся к числу мусульман, то они будут испытаны Аллахом в Судный день. По результатам испытания будет решено, кто из них заслужил Рай, а кто — нет.
На вопрос: «Разве следующая жизнь — это место для испытания, приказов или запретов? Разве не этот мир является местом для приказов и запретов, а последующий мир для вознаграждения?» — мы ответим, что в основе все так, да, но это не исключает, что в следующем мире могут быть какие-то повеления, как мы видим это в Священном Коране:
وَيُدْعَوْنَ إِلَى السُّجُودِ
«…их призовут пасть ниц…».
[Сура «аль-Къалам», аят 42]
Также Всевышний Аллах говорит:
وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبْعَثَ رَسُولًا
«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника».
[Сура «аль-Исра», аят 15]
До таких людей в этом мире не дошел Посланник, потому что на самом деле они не смогли понять Послание из-за отсутствия разума. Соответственно, они будут испытаны Посланником в тот День, когда все будут получать воздаяние. Это касается тех, которые не относятся к мусульманам.
Всевышний Аллах действует по отношению к людям на основе Милости и Справедливости. Что касается верующих, то Его отношение — на основе Милости. Что же касается неверных, то Его отношение к ним — на основе Справедливости.
Если кто-то скажет: «А если родители были неверными, почему их дети тоже не становятся неверными в Судный день, как это относится к верующим?» На что мы ответим, что это противоречит упомянутому выше. Отношение к верующим — на основе Милости, а к неверующим — на основе Справедливости. И было бы несправедливо наказывать слабоумного человека, который не мог понять Откровение, за его родителей, за то, что он родился в немусульманской семье.
Сказал Всевышний Аллах об этом в Коране:
وَأَنَّ اللَّهَ لَيْسَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ
«Ведь Аллах не поступает несправедливо с рабами».
[Сура «аль-Хадж», аят 10]
Исходя из данного аята, Всевышний Аллах ни в коем случае не бывает несправедливым к Своим рабам. Все это необходимо понимать именно в таком контексте.
А Аллаху ведомо лучше.