Вопрос № 247:
«Можно ли присоединиться к человеку, молящемуся в одиночку? А если он молится сунну, а я собираюсь совершить фард, или наоборот?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые разошлись в вопросе молитвы того, кто совершает обязательную молитву, за тем, кто делает сунну или добровольную молитву, или наоборот. Однако согласно более сильному мнению, это дозволено, на что указывают два достоверных хадиса.
В первом хадисе упоминается молитва Пророка ﷺ во время одного из военных походов, так называемая «молитва страха». В этом хадисе говорится, что Пророк ﷺ совершил со второй группой людей два ракаата молитвы[1]. Для него это было дополнительной молитвой, а люди, которые молились за ним, совершали обязательную.
Второй хадис сообщает, что Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, совершал вместе с Пророком ﷺ ночную молитву, после чего возвращался к своему народу и молился дополнительно, будучи имамом[2]. Люди, молившиеся за ним, делали обязательную молитву.
Из этих двух хадисов следует, что дозволено совершать обязательную молитву за имамом, совершающим добровольную молитву.
Здесь возникает вопрос. Добровольные молитвы совершаются про себя. Что делать человеку, если он совершает добровольную молитву в качестве имама? Ученые сказали, что если эта добровольная молитва совершается, когда наступила ночь, после магриба или ‘иша, то в качестве имама человек может читать ее вслух, и в этом нет никаких проблем. Днем же любая молитва читается про себя, хоть добровольная, хоть обязательная.
Некоторые ученые разделяют между человеком, который встал на добровольную молитву, не имея намерения быть имамом, однако потом к нему присоединились люди, и человеком, который с самого начала встал на добровольную молитву в качестве имама для людей, совершающих обязательную молитву. Они говорят, что тот, кто встает на добровольную молитву без намерения быть имамом, читает про себя, а вслух читает только тот, кто с самого начала встает на добровольную молитву, совершаемую в ночное время, в качестве имама для тех, кто делает обязательный намаз.
А Аллаху известно лучше.