Вопрос №173:
Уважаемый шейх! Известно, что многие братья в Карачаево-Черкесии зарабатывают себе на жизнь в зимних курортных зонах республики, работая инструкторами по лыжам или сноуборду. В связи с чем хотелось бы уточнить, что из работ является дозволенным, а что нет.
Можно ли обучать женщину? Ведь во время обучения она падает, и приходится помогать ей подниматься, прикасаясь к ней через одежду или напрямую.
В том случае, когда женщина умеет кататься, приходится с ней ехать около 15 минут по канатной дороге в двухместной кабине. Каково положение такого уединения?
Работникам проката и инструкторам часто приходится помогать надеть специальную обувь для катания, в том числе и женщинам, ввиду сложности подобного обувания. Каково положение этого деяния, учитывая, что прикосновений можно избежать?
Да сохранит Вас Аллах.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В основе своей нет ничего запретного в работе инструкторов по горным лыжам и тому подобным видам спорта. Однако надо отдаляться от всего того, что может иметь греховность, например, уединение с посторонними женщинами, прикосновение к ним и ведение ненужных разговоров.
Это касается и того, что, если женщина не может держаться на лыжах, то мусульманин не может до нее дотрагиваться, чтобы помочь ей встать. Он также не может прикасаться к ней, для того чтобы помочь ей надеть обувь. Нет проблем, если с обучаемыми будут работать мусульманки, которые и станут помогать женщинам одеваться отдельно от мужчин. Но неприемлемо этим всем заниматься мужчинам, все должно быть в рамках шариата.
Если эти рамки здесь нарушаются, то, соответственно, и работа эта является запретной. Если инструктор отдалился от всего этого — такая работа для него дозволена. Однако необходимо упомянуть (это обсуждалось ранее в вопросе № 57), что запрещается мусульманину работать на не мусульманина, если эта работа является частной и унизительной. Например, мусульманин не может работать на неверующего частным парикмахером, поваром, охранником, шофером, потому что он таким образом принижает свою религию перед этим человеком. Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха в Коране:
وَلَن يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلًا
«Аллах не сделал для неверующих над мусульманами пути».
[Сура «ан-Ниса’», аят 141]
То есть они не могут быть выше мусульман. Если же работа не является частной, и мусульманин работает на неверующего в какой-то халяльной организации, то в этом нет проблем.
Данную ситуацию также надо рассматривать в подобном контексте. Если эта работа происходит в частном порядке, то есть человек является личным тренером только для этого нанимателя, и все эти действия входят в его профессиональные обязанности, такие как обувать его, одевать и так далее, то это неприемлемо. Мусульманин не может себе такое дозволить по отношению к неверующим. Нужно найти других людей, которые не являются мусульманами и смогут выполнить эту работу за него.
А Аллаху ведомо лучше.