Вопрос №209:
Разъясните, пожалуйста, о семи местах, в которых узаконено ду’а.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Если посмотреть на слово «молитва» в языковом значении, то само это слово означает «ду’а».
Как говорит Всевышний Аллах Пророку ﷺ:
وَصَلِّ عَلَيۡهِمۡۖ إِنَّ صَلَوٰتَكَ سَكَنٞ لَّهُمۡۗ
«Молись за них. Поистине, твоя мольба — успокоение для них».
[Сура «ат-Тауба», аят 103]
Поэтому нет ничего удивительного в том, что большая часть молитвы состоит из мольбы, а другая ее часть — из поминаний Аллаха.
Ученые упоминают несколько мест в молитве, которые узаконены для мольбы.
Первое — ду’а после вступительного такбира. Это приводится в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, в сборниках Бухари и Муслима, да смилуется над ними Аллах, в котором Пророк ﷺ, обучая своих сподвижников, говорил:
«О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада. О Аллах, очисть меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи. О Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 744, т. 1, с .149; Сахих Муслима, хадис № 598, т. 2, с. 98.
Второе — ду’а во время поясного поклона, как это передается в достоверных сборниках Бухари и Муслима, да смилуется над ними Аллах, в хадисе от ‘Айши, где Пророк ﷺ говорил:
«سُبْـحانَكَ اللّهُـمَّ رَبَّـنا وَبِحَـمْدِك ، اللّهُـمَّ اغْفِـرْ لي»
[Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня]
— Сахих аль-Бухари, хадис № 794, т. 1, с. 158; Сахих Муслима, хадис № 484, т. 2, с. 50.
Третье — после выпрямления из поясного поклона. Доводом на это является хадис, который привел имам Муслим, да помилует его Аллах, от Ибн Аби Ауфа, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал после выпрямления из поясного поклона:
«О Аллах, очисти меня снегом, градом и прохладной водой».
— Сахих Муслима, хадис № 476, т. 2, с. 47.
В этом зикре упоминается также и мольба.
Четвертое — во время земного поклона, в суджуде. Это самое распространенное место для мольбы, и больше всего Пророк ﷺ делал ду’а именно в этом месте молитвы. Передается в достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха ﷺ, который сказал:
«Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так делайте же больше ду’а».
— Сахих Муслима, хадис № 482, т. 2, с. 49.
Пятое — ду’а между двумя земными поклонами, когда молящийся говорит:
«ربي اغفر لي»
[Робби гъфирли].
— Сунан ан-Насаи, хадис № 1145, т. 2, с. 231; Сунан Абу Дауда, хадис № 874, т. 1, с. 381; Сунан Ибн Маджа, хадис № 897, т. 2, с. 162.
Шестое — ду’а во время ташаххуда перед салямом, как об этом говорится в достоверном хадисе от Посланника Аллаха ﷺ:
«После чего может выбирать из ду’а то, что он пожелает».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 835, т. 1, с. 167; Сахих Муслима, хадис № 402, т .2, с. 13.
Седьмое — ду’а во время чтения Корана. Приводится в достоверных сборниках Бухари и Муслима, что когда Посланник Аллаха ﷺ читал из Корана что-либо о Рае, он просил Аллаха Рая, когда читал что-либо об Аде, то просил, чтобы Аллах защитил его от огня Ада[1].
Это — семь основных мест, когда человек обращается с мольбой к Аллаху. Самые известные и распространенные из них – ду’а во время суджуда и после ташаххуда, когда человек выбирает то, что пожелает из ду’а, которые пришли в Коране и Сунне. Во всех же остальных перечисленных местах узаконены определенные виды ду’а.
Что же касается чтения ду’а в намазе на родном языке, то это неприемлемо. Как сказал Пророк ﷺ:
«Молитесь так, как вы видели меня молящимся».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 631, т. 1, с. 128.
Так как Посланник Аллаха ﷺ молился на арабском языке, то и верующие также молятся на этом языке, и все, что внутри молитвы, будь это азкары или ду’а, — это также произносится на арабском языке.
Что касается мольбы вне молитвы, то, конечно же, каждый человек может молиться и взывать к Аллаху на родном языке.
Является ли узаконенным поднятие рук для ду’а после молитвы?
Самое удивительное то, что люди оставили эти семь мест в намазе, узаконенных для произнесения ду’а, по поводу которых ученые единогласны, и они приходят в достоверных хадисах. Оставив их, они начали делать ду’а после молитвы, тогда как Пророкﷺ этого не делал. После молитвы онпоминал Аллаха, Пречист Он и Возвышен.
Неизвестно ни одного достоверного хадиса, чтобы Пророкﷺ после намаза поднимал руки и делал ду’а.
Однако, если у человека в этом есть необходимость, например, случилось какое-то бедствие, либо есть в этом нужда, то никто не может сказать, что делать ду’а после молитвы запрещено. Но делать это постоянно после каждой молитвы является нововведением.
Что же касается поднятия рук, то это является узаконенным[2]. Достоверно известно, что когда Пророк ﷺ делал ду’а, он поднимал руки.