Вопрос №162:
Уважаемый шейх!
Сегодня распространилось среди мусульман убеждение, что когда брат или сестра собираются пожениться, они часто скрывают такие недостатки и проблемы, как нелады со здоровьем, психикой, поражение джиннами, долги и кредиты в банке, а некоторые сестры скрывают также и то, что они не целомудренны. Сделайте, пожалуйста, наставление таким людям. Можно ли им так поступать?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передается в достоверном хадисе от Посланника Аллаха ﷺ, что он сказал:
«من غشنا فليس منا»
«Тот, кто обманывал нас, тот не из нас».
— Сахих Муслима, хадис № 101, т. 1, с. 69; Муснад Ахмада, хадис № 9396, т. 15, с. 232.
А в другой версии этого же хадиса:
«من غش فليس منا»
«Тот, кто обманывал, тот не из нас».
— Сахих Муслима, хадис № 102, т. 1, с. 69; Сунан Абу Дауда, хадис № 3452, т. 3, с. 472[1].
В данном случае выражение «тот не из нас» не означает, что мы его выводим из Ислама, а говорит о том, что он не из числа праведных мусульман, не из тех благих людей, кто упомянут в Коране и Сунне как обитатели Рая, обладатели великого почета. Поэтому каждый, кто обманывает мусульман, так или иначе имеет удел из этого порицания. И те люди, которые женятся или выходят замуж, должны, без сомнения, указать на все недостатки, будь это сам жених или же опекуны, выдающие замуж своих дочерей, сестер и родственниц. Если одна из сторон умолчала о каких-либо недостатках, то, несомненно, другая сторона имеет право на расторжение брака.
Ученые-правоведы разделили недостатки, дающие право на развод, на две категории.
Первая: недостатки, мешающие супружеской близости.
Вторая: недостатки, делающие супружескую жизнь невозможной, несчастной, неполноценной, внушающие негатив и ненависть друг к другу. Как, например, неизлечимые инфекционные болезни, генетически обусловленные патологии, кожно-венерические заболевания, сумасшествие, бесплодие и т. п. Это такие недостатки, которые невозможно терпеть (мало кто из людей способен на это), вызывающие неприязнь, отравляющие супружескую жизнь, лишая ее взаимного удовольствия.
Нет никакого сомнения, что недостатки, принадлежащие к обеим категориям, должны быть объявлены с самого начала брачного процесса. Ведь после заключения брака так или иначе то, что человек скрыл, выявится и может привести к гораздо худшим последствиям, нежели если бы он объявил об этом перед сватовством. Это может вызвать вражду, нарушение родственных связей и хуже всего — кровопролитие.
Но если в самом начале будет сказано: «У нашей дочери (или сестры) такие-то недостатки» или «У меня (мужчины) такие-то недостатки», то другая сторона, наоборот, посчитает это благом, надеясь на награду за терпение.
Поэтому обо всех подобных нюансах следует сказать заранее, чтобы люди о них знали. В противном случае мы все будем пожинать плоды недобросовестных мусульман, поступающих неподобающим образом.
Однако если отойти от общего обсуждения данного вопроса к частному случаю, то это относится к «аль-къада» и должно возвращаться к знающим людям. Они и должны рассмотреть ситуацию со всех сторон, так как, возможно, она имела множество сопутствующих деталей, как, например, в случае, когда скрытые недостатки стали явными, но это не помешало совместной благополучной жизни супругов, однако впоследствии появились сомнения.
Мы же, в свою очередь, говорим об этих вопросах обзорно, в общем, тогда как у каждой семьи есть свои особенности. Поэтому данные проблемы разбираются в случае возникновения разногласий только на месте, с участием родственников и знающих людей.
В том же случае, если обе стороны договорились между собой, зная о некоторых проблемах в одном из супругов, то в этом браке, несомненно, будет барака (благо, увеличивающееся и не прекращающееся). Если даже в том, что касается товаров, Пророк ﷺ сказал:
«Если они продавали и покупали, не скрывали и не лгали друг другу, то Аллах сделает барака в их торговле. Но если они скрывали и обманывали, то барака от этой торговли уйдет».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2079, т. 3, с. 58; Сахих Муслима, хадис № 1532, т. 5, с. 10[2].
Что же тогда говорить о браке? Брак — это, разумеется, нечто большее и более многогранное, чем торговля. Это когда люди соглашаются жить вместе и строят отношения на всю жизнь, а не временно, подобно шиитам или другим сектантам. Нет, мы не из них! Брачный договор в своей основе — это договор на всю жизнь. Поэтому человек должен отчетливо знать, с кем он заключает брачный союз.
Будет даже лучше, если вступающий в брак что-то скажет о себе из недостатков, немного преувеличив это. Например, брат мусульманки, говоря сватам о ее минусе, может слегка преувеличить это в ней, но не настолько, чтобы вызвать отвращение. И когда впоследствии в семейной жизни все окажется не так, как преподносилось, то это может дать хорошие плоды для их брака.
Необходимо, чтобы мусульмане были искренними в этом вопросе, ведь Всевышний Аллах все видит, и все это, несомненно, откроется в будущем. Если мы станем искренними перед Аллахом, то и все наши деяния станут благословенными.
А Аллаху ведомо лучше.