Вопрос № 194:
«В некоторых мечетях получает распространение ситуация, когда братья ведут себя как в спортзале или же сидят и играют в игры на своих мобильных устройствах. На увещевания имама они не реагируют. Мы в растерянности. Просим шейха сделать братьям наставление о том, как подобает вести себя в мечетях, а как нет. Быть может, к вам они прислушаются и одумаются».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Говорит ВсевышнийАллах в Коране:
في بُيوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرفَعَ وَيُذكَرَ فيهَا اسمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فيها بِالغُدُوِّ وَالآصالِ
«В домах (в мечетях), которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом».
[Сура «ан-Нур», аят 36]
Из данного аята мы видим, что мечети — это дома Всевышнего Аллаха, которые построены только для того, чтобы в них возвеличивали и поминали Его. Все, что нарушает это понимание, основу или цель, является неприемлемым.
Кто-то может сказать: «Разве не было во времена Пророка ﷺ ситуации, когда эфиопы во время ‘ида играли в мечети своими копьями, а Посланник Аллаха ﷺ наблюдал за ними и не порицал?» Нет сомнения, что это достоверный хадис, его приводят имамы Бухари и Муслим[1], да помилует их Аллах, однако этот хадис надо понимать правильно.
Ученые упомянули некоторые условия для подобных игр.
Первое: это должно проходить в день праздника, как это приводится в хадисе[2]. Они не собирались каждый день в мечети для игр со своими копьями и мечами.
Второе: их игра копьями и мечами была подготовкой к джихаду, и это крайне отличается от того, что делают братья в нынешнее время. Игры должны служить для усиления исламской Уммы, а не просто проводиться от безделья и скуки.
Третье: необходимо дозволение имама на подобные действия внутри мечети. Пророк ﷺ наблюдал за ними и дозволил им эти игры, будучи имамом мечети.
Прихожане мечети не имеют права делать то, что не разрешает им имам, даже если это будет что-то из дозволенного. Исходя из хадиса, есть вещи, которые могут быть дозволены в мечети, но если имам это запрещает, то вы не имеете права его ослушаться. То, что эфиопы во время Пророка ﷺ играли в мечети своими копьями, не означает, что это Сунна, а только указывает на дозволенность подобного действия.
Четвертое: игры нельзя проводить во время обязательных молитв, так как это может отвлечь людей от намаза.
Пятое: это не должно наносить вред ни мечети, ни тем, кто в ней находится. Если действие загрязняет мечеть или мешает присутствующим мусульманам, которые поминают Аллаха, читают Коран, совершают зикр, — то это запрещается.
Если упомянутые условия соблюдены, то в таком случае разрешается играть в игры, но если нет, то все это является пустым времяпровождением, и от этого надо отдаляться.
А Аллаху ведомо лучше.