Вопрос № 163:
У нас в республике бытует такое мнение среди сестер, что жена не обязана для мужа стирать, убирать и готовить. Они утверждают, что в их обязанности входит только поклонение, послушание мужу и воспитание детей. Каково постановление с точки зрения Шариата на данное утверждение? Да благословит вас Аллах, о Шейх.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Вопрос относительно обязанностей жены перед мужем имеет разногласия среди ученых. Однако более сильное мнение, на которое указывает Сунна нашего Пророка ﷺ, — в обязанности жены входит то, что обычно является обязанностью женщин перед своими мужьями в этом народе. Иными словами, обязанности возвращаются к трем категориям: либо к обычаям местности, в которой они живут, либо к самой женщине или к ее мужу.
Во-первых: если смотреть с точки зрения местности, то в каждом народе есть свои обычаи по поводу того, что касается обязанностей жены и мужа, которым те должны следовать.
Например, если супруги живут в сельской местности, отличающейся от городской, в частности, работой в огороде, ведением деревенского домашнего хозяйства, разведением птицы и скота и тому подобное, то понятно, что жена должна делать то, что делают остальные девушки этой местности в подобных условиях жизни. Раз женщина вышла замуж, зная, что будет жить в селении, значит, она выполняет то, что обычно принято делать девушкам в данной местности.
Если же девушка из сельской местности вышла замуж в городе, где нет необходимости заниматься подобными делами, то все же соблюдение чистоты дома, порядка и аккуратности является ее обязанностью. И нет на ней обязанности ехать в село и ухаживать за огородом ее мужа, например, на даче, если только они не проводят совместную обработку земли.
Во-вторых: женщины бывают из разного социального слоя. Если, например, девушка из богатой семьи выходит замуж, то сторона жениха должна предоставить ей то, к чему она привыкла, живя у себя дома. Или же необходимо заранее уведомить, что у них нет подобных условий, к которым она привыкла. Если сторона девушки согласились с этим, выдав ее замуж за этого мужчину, — то нет никаких проблем.
Однако если женщина происходит из богатой семьи, то ее муж должен предоставить то, к чему она привыкла. Например, если она вышла из семьи, которая содержит служанок или нянек для детей и тому подобное, то при ее желании муж должен ей предоставить подобные условия. Если же она из семьи, где не содержали служанок, то она не может этого требовать от мужа.
В-третьих: необходимо учитывать материальное положение мужа. Если он имеет достаток, то нет проблем в том, что она попросит нанять прислугу или воспитателя для их детей. Однако если он не может позволить это даже для своей матери или сестер, то как он обеспечит это для своей жены?
Таким образом, данный вопрос следует рассматривать в контексте этих трех категорий: со стороны местности, со стороны самой девушки и со стороны мужа этой девушки.
Если мы посмотрим на Сунну Пророка ﷺ, то увидим, что он ﷺ повелевал своим женам сделать то-то, сходить туда-то, что они и выполняли. Также передается в достоверном хадисе, что Пророк ﷺ сказал:
«Если бы я повелел кому-то сделать суджуд, то это была бы женщина, которая делает суджуд своему мужу».
— Сунан Ибн Маджа, хадис № 1853, т. 3, с. 306; Муснад Ахмада, хадис № 19403, т. 32, с. 145.
Однако известно, что земной поклон дозволен только по отношению к Аллаху, Свят Он и Велик.
Также явный довод приходит в истории Фатимы, да будет доволен ею Аллах, дочери нашего Пророка ﷺ, который приводят имамы Бухари и Муслим. Известно, что Фатима работала по дому и натирала себе мозоли на жерновах, пользоваться которыми ей было трудно. Когда она услышала, что пришли трофеи и имущество с некоторых походов, она пошла к Пророку ﷺ попросить его, чтобы он выделил им служанку для помощи. Однако, не найдя его, она сказала об этом Айше, да будет доволен ею Аллах, которая, в свою очередь, сообщила Пророку ﷺ. И тогда Посланник Аллаха ﷺ бросил все свои дела и отправился к своей дочери.
Когда он пришел к ней в дом, то обнаружил, что Али и его дочь, да будет доволен ими Аллах, уже собирались отойти ко сну, и он сел возле них так, что они почувствовали холод, зашедший с ним из улицы, и сказал им:
«Не сообщить ли вам то, что лучше, чем прислуга? Если вы будете говорить перед сном «Аллаху Акбар» — 34 раза, «субханаЛлах» — 33 раза, «альхамдулиЛлях» — 33 раза, то это лучше для вас, чем иметь прислугу».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 3705, т. 5, с. 19; Сахих Муслима, хадис № 2727, т. 8, с. 84[1].
Али, да будет доволен им Аллах, говорил, что после того он никогда не оставлял этот зикр перед сном, и даже когда он воевал с хариджитами, и даже тогда, когда была война с Му’ауией, да будет доволен им Аллах. Это говорит о том, что даже в самые трудные моменты своей жизни он никогда не оставлял этот зикр.
Пророк ﷺ видел, что его дочь нуждается в прислуге и в помощи, но он не сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Ты обязан предоставить ей прислугу». Однако она продолжала делать ту работу, которая оставалась за ней, хотя и была дочерью нашего Пророка ﷺ.
Та же самая история и с Асмой бинт Абу Бакр, которая была женой Зубайра, да будет доволен ими всеми Аллах. Он был небогатым, и поэтому Асме приходилось работать по дому, следить за его конем и собирать траву, и это было для нее очень трудным[2]. Так и жили сподвижники, и никто из них не требовал того, чего нельзя было достичь.
Исходя из вышеизложенного, заключим, что данный вопрос необходимо рассматривать, имея в виду упомянутые три пункта: со стороны местности, в которой они живут, и ее обычаев, со стороны самой женщины и того, что подобает подобным ей, и также ее мужа и его возможностей.
А Аллаху ведомо лучше.