Вопрос № 259:
«Не могли бы вы вкратце объяснить, что и как говорить людям, которые сомневаются в достоверности хадисов из Сунны, ссылаясь на то, что передатчики и собиратели были такие же люди как и мы: грешные и слабые, — и поэтому мы якобы не можем доверять им, в отличие от Корана, который является речью Аллаха?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Этот вопрос касается Сунны и тех сомнений, которые возникают у некоторых людей по поводу того, является ли Сунна аргументом и доводом, учитывая, что ее передатчики были разными: как доверенными, так и слабыми, передававшими слабые хадисы.
Если говорить о Сунне в общем, обо всей совокупности сообщений, пришедших в ней: достоверных, хороших и слабых, — то понятно, что мы не имеем права отворачиваться от нее.
Всевышний Аллах сказал:
وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْۚ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам»
[сура «аль-Хашр», аят 7].
Это явный и ясный аят, имеющий единственную интерпретацию: мы обязаны следовать за тем, с чем пришел Пророк ﷺ. Человек не сможет следовать Корану в полной мере, если он не следует Сунне. Ведь в Коране нет подробностей, касающихся даже таких столпов религии, как молитва, закят, хадж, пост, не говоря уже о других вопросах. Эти подробности мы можем найти только в Сунне. Поэтому наиболее знающими Коран людьми являются те, кто знает Сунну. Тот, кто знает Сунну, лучше разбирается в вопросах, касающихся Корана, чем тот, кто просто знает Коран, потому что объяснение Корана приходит в Сунне.
Относительно соотношения между Кораном и Сунной есть три исследования, с трех точек зрения. Это очень глубокая и сложная тема, но мы постараемся ее вкратце объяснить.
Первое исследование — с точки зрения аргументации. Коран и Сунна равны как аргумент. Неважно, пришел ли какой-то запрет в Коране или в Сунне; неважно, в Коране или в Сунне вменяется в обязанность делать что-то — это все является аргументом и доводом. Возьмем, например, запрет мужчинам надевать золото. Мы знаем, что в Коране ничего не сказано об этом. Однако этот запрет пришел в Сунне, в сборнике имама Муслима[1]. И мы не можем сказать: «Нет! Если этого запрета нет в Коране, то мы не будем соблюдать его». Пророк ﷺ указал в достоверном хадисе, что ношение золота запрещено для мужчин этой Уммы, а Аллах приказал нам оставить то, что запретил нам Пророк ﷺ. Соответственно, мужчины должны оставить золото, они не могут им украшаться. Исходя из этого мы скажем: нет сомнения в том, что в качестве аргумента Коран и Сунна одинаковы.
Второе — с точки зрения достоверности. Очевидно, что Коран достовернее Сунны, поскольку вся Книга Аллаха дошла до нас через огромное количество людей, которые не могли объединиться на лжи. А что касается Сунны, то есть достоверные хадисы и слабые. Коран более достоверен, чем Сунна. И поэтому мы берем весь Коран целиком, а из Сунны берем то, что является достоверным или приемлемым, и не берем того, что является слабым.
Третье — с точки зрения сказавшего. Коран — слова Аллаха, а Сунна — слова и деяния Пророка ﷺ. Поэтому нет сомнения в том, что Коран выше Сунны с точки зрения сказавшего, с точки зрения источника этих слов. Конечно же, слова Аллаха выше, чем слова любого из Его творений.
Если вы поняли эти три момента, то бόльшая часть обозначенных выше сомнений развеется. Почему у людей возникают сомнения? Потому что они не могут сделать эти исследования, посмотрев на Коран и Сунну с точек зрения аргументации, достоверности и источника. Однако приверженцы Сунны, ученые этой Уммы во все времена объясняли эти вопросы. Очень просто объясняли, чтобы это было понятно каждому. Поэтому нужно отдаляться от подобных сомнений.
Известно, что сегодня есть секта Коранитов, которые не признают Сунну, они признают только Коран. Я не знаю, как они молятся, постятся, как они делают хадж, потому что в Коране нет подробностей всего этого. И нет сомнения в том, что тот человек, который полностью отвергает Сунну, не может быть верующим, не может быть мусульманином. Просим Всевышнего Аллаха укрепить нас на Сунне Его Пророка ﷺ.
Объясните по поводу отмененных аятов: практикуют ли их сейчас и почему их отменили?
Это большая отдельная тема. Если мы сейчас начнем ее объяснять, я боюсь, это займет очень много времени. Возможно, позже мы сделаем отдельную фетву. А вообще это очень хороший вопрос.
Является ли таджуид фардом?
В определенных рамках это фард: необходимо знать таджуид настолько, чтобы не было явных ошибок. Что же касается каких-то тонкостей, то их знание фардом не является.
Является ли Сунна тоже словами Аллаха и откровением?
Конечно, Сунна является откровением. И Коран, и Сунна — откровения. Но Сунна не является словами Аллаха. Это слова и действия Пророка ﷺ, которые внушил ему Всевышний Аллах, но сказал и совершил их Пророк ﷺ.