Вопрос № 269:
«Как разделить наследство человека, у которого нет сыновей, согласно Шариату, чтобы не совершить ошибку?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит:
يَسۡتَفۡتُونَكَ قُلِ ٱللَّهُ يُفۡتِيكُمۡ فِي ٱلۡكَلَٰلَةِۚ
«Они просят тебя вынести решение. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно тех, кто не оставляет после себя родителей или детей»»
[сура «ан-Ниса», 176 аят].
Что это за вопрос? Это вопрос о ситуации, когда человек умирает, не оставив после себя ни родителей, ни детей. Если при этом после него остались братья и сестры, то оставшееся после него имущество делится между ними. Каким образом? По принципу, указанному в этом же аяте:
وَإِن كَانُوٓاْ إِخۡوَةٗ رِّجَالٗا وَنِسَآءٗ فَلِلذَّكَرِ مِثۡلُ حَظِّ ٱلۡأُنثَيَيۡنِۗ
«Если после него остались братья и сестры, то мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин»
[сура «ан-Ниса», 176 аят].
Например, после умершего остались два брата и одна сестра, а также некоторое имущество. После того как из этого имущества вычли все обязательства покойного: долги, расходы на погребение и хадж, если он его не совершил, — все, что осталось после этого, будь то земля, дом, машина и так далее, оценивается.
Предположим, после него осталось имущество на сумму 500 000 рублей. Каким образом следует разделить эту сумму между двумя его братьями и сестрой? Как сказано в упомянутом аяте: «…мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин». В данном случае получается, что братья получают по 200 000 и 100 000 получает сестра. Это будет правильным исламским делением наследства.
Может ли один из родственников пожертвовать свою долю другому? Например, братья решили, что сестра бедна и нуждается в деньгах, и пожелали пожертвовать ей свою долю — имеют ли они на это право? Да, они могут пожертвовать свою долю сестре или кому-то из братьев, например лишившемуся работы или нуждающемуся, или тому родственнику, который взял на себя ответственность за похороны; часто бывает, что кто-то из родственников берет на себя похороны и связанные с ними расходы, а остальные говорят: «Тот, кто взял это на себя, забирает все наследство, или половину, или какую-то часть». Таким образом, наследники имеют право отдать свою долю добровольно.
Здесь есть очень важный момент, на который следует обратить внимание: вопрос наследства — это не вопрос желания: если человек хочет, то кто-то из родственников получает наследство, а кто-то не получает. Всевышний Аллах установил наследство в Своей Книге, и даже Пророку ﷺ Он не дал права его установления. Он Сам установил доли каждого наследника в Коране. Поэтому, когда человек умирает, неважно, оставил он завещание или нет, оставшееся после него имущество обязательно должно перейти к его наследникам согласно тем принципам распределения наследства, которые узаконены в нашей религии. Этими вопросами занимается целая наука, которая называется «аль-Фараид».
К сожалению, многие путают завещание и наследство, и это разные вещи. Мы знаем, что мусульманину позволено завещать только 1/3 своего имущества, но не больше, а остальные 2/3 вне зависимости от его желания должны перейти к его наследникам в соответствии с тем, как Аллах предписал разделить их в Своей Книге.
Многие не разбираются в этом, поэтому они обязаны обращаться к знающим с вопросами, связанными с наследством: «Можно ли делить наследство таким образом? Как поделить его правильно? Кто является наследником? Кто из родственников не является наследником?» Все эти вопросы мы не сможем обсудить в существующем формате, так как это целая наука, которая требует преподавания. Но мы хотим обратить ваше внимание на эту науку и на необходимость обращаться с вопросами, касающимися наследования, к тем, кто разбирается в них.
А Аллаху известно лучше.