Вопрос № 133:
Разъясните, пожалуйста, всю важность уитр-намаза.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
По мнению большинства ученых, молитва уитр является Сунной муаккада. Сунна муаккада — это твердая Сунна. Известно, что есть просто Сунны и есть твердые Сунны. Из твердой — то, что Пророк ﷺ не оставлял или оставлял очень редко. Просто Сунны же — это те деяния, которые Пророк ﷺ иногда делал, а иногда нет. Примером этому является Сунна двух рака’атов молитвы после омовения.
Некоторые же ученые сказали, что она является обязательной. Однако Шейх аль-Ислям ибн Таймия, да помилует его Аллах, упоминает в своих книгах, что она является обязательной для чтецов Корана и Сунной муаккада для всех остальных мусульман.
Известно, что Пророк ﷺ не оставлял эту молитву ни во время путешествия, ни во время нахождения в своем городе, ни когда бы то ни было, поэтому это Сунна муаккада. Когда имама Ахмада спросили про человека, который оставляет уитр, он сказал: «Этот человек является скверным, и от него не принимается свидетельство». Поэтому, несомненно, эта молитва является великой, и наш Пророк ﷺ никогда ее не оставлял.
В достоверных сборниках Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, приводится хадис, в котором Пророк ﷺ сказал:
«Ночная молитва по два рака’ата. И если кто-либо из вас боится наступления рассвета, то пусть завершит свои молитвы одним рака’атом, который станет уитром для того, что он совершил».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 990, т. 2, с. 24; Сахих Муслима, хадис № 749, т. 2, с. 171.
Из хадиса следует, что разрешается делать уитр одним рака’атом, тремя, пятью, семью, девятью или одиннадцати-рака’атаным намазом, и это максимум, что пришло в достоверной Сунне[1] нашего Пророка ﷺ.
Время уитра — это ночь. Последняя ее часть лучше, чем начало. Таким образом, время после ночного намаза и до утренней молитвы — это время уитра, и человек может совершить данную молитву в любой промежуток этого времени.
Если он боится, что проспит третью часть ночи, то он совершает уитр перед сном. Если же он чувствует в себе силы и думает, что сможет помолиться в третьей части ночи, то он откладывает ее до этого времени. Если же он помолился уитр в начале ночи, лег спать, а потом все-таки встал, то тогда он делает только тахаджуд намаз, но не уитр, потому что не бывает в ночи два уитра.
Кроме того, уитр-намаз надо совершать так, чтобы он отличался от вечерней молитвы — магъриба. Если делать в один рака’ат, то понятно, что нет никаких особенностей в ней. Если же делать в три рака’ата, то либо молящийся делает все три рака’ата без ташаххуда во втором рака’ате, а в конце читает только один ташаххуд; либо же он делает два рака’ата, дает «салям», а потом делает отдельно один рака’ат. Таким образом, он совершает эту молитву не похожей на магъриб.
Это основные моменты, которые касаются уитр-намаза. А Аллаху ведомо лучше.
Является ли обязательным ду’а къунут во время уитр-намаза?
Ду’а къунут не является обязательным в молитве уитр, и более сильное мнение заключается в том, что эта мольба совершается только при особо сложных событиях в исламской Умме. Хотя на сегодня вся Умма, к сожалению, претерпевает бедствия, в связи с чем можно все время делать къунут. Доводом на это является то, что приходит в достоверной Сунне от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ месяц совершал къунут, когда многобожники убили семьдесят чтецов Корана[2].
Также къунут читается во второй половине Рамадана, как это передается от некоторых сподвижников. Пророк ﷺ совершал при жизни тарауих только два или три раза. Однако это было узаконено во время Умара ибн аль-Хаттаба. И не известно ничего достоверного, чтобы они совершали къунут в первую половину Рамадана.
Также чтение этой мольбы зависит от самой местности. Например, в какой-то стране, городе или селении живут мусульмане, в общине которых произошло бедствие. В таком случае им следует читать къунут во время уитр-намаза, и это является важным для них, и не обязательно всему исламскому миру также делать за них ду’а къунут, так как они могут даже и не знать об этом.
Таким образом, ду’а къунут совершается по двум причинам: либо это какое-то важное событие в исламской Умме, либо во второй половине Рамадана.
А Аллаху ведомо лучше.