Ответы на вопросы

О возмещении пропущенного поста в Рамадане беременной или кормящей женщиной

Вопрос №146:
«Относительно возмещения пропущенных постов месяца Рамадан. По причине беременности и кормления детей в свое время я пропустила за три Рамадана разное количество постов. Когда спросила об этом, мне ответили, что в ситуации пропуска поста из-за возможного вреда здоровью ребенка можно не держать пост и делать «каффара» — искупления кормлением бедняка, так я и поступала каждый раз. Недавно же мне сказали, что одного искупления недостаточно и что более сильное мнение — это накормить бедняка и восполнить пост при возможности. Накопилось у меня таких долгов восемьдесят дней. Нужно ли мне возмещать все эти дни? Пусть Аллах воздаст вам Благом».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Это частый вопрос, который задают сестры, и нет сомнения, что очень важно исследовать и обсудить его, хотя бы вкратце. Здесь можно выделить несколько ситуаций.

Первая ситуация: если беременная или кормящая женщина чувствует слабость и боится за себя, то, по единогласному мнению всех ученых, она имеет право разговляться в месяц Рамадан, но потом должна восполнять этот пост. И на ней нет больше другой обязанности.

Вторая ситуация: если беременная или кормящая женщина боится за себя и за ребенка, то она также может разговляться в месяц Рамадан и потом восполнять пропущенные посты, и только.

Третья ситуация: когда беременная или кормящая женщина боится только за своего ребенка. Она чувствует себя нормально, нет слабости и болезненного состояния, однако она боится, что ее пост в месяц Рамадан навредит ребенку.

По поводу данной ситуации, когда женщина боится за здоровье своего ребенка, есть разногласия между учеными.

Первое мнение: часть ученых сказала, что женщина должна после Рамадана восполнить этот пост и кормить за каждый пропущенный день бедняка.

Доводом на их мнение является аят, где Всевышний Аллах говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ۖ 

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка».
[Сура «аль-Бакъара», аят 184]

Данный аят касается больных, у которых нет надежды на выздоровление, и они не могут поститься. В связи с этим они должны накормить бедняка за каждый пропущенный день по болезни. И по мнению ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, это аят не является отмененным.

Также женщина должна восполнить этот день постом. Как сказал об этом Всевышний Аллах:

وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۗ

«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».
[Сура «аль-Бакъара», аят 185]

Исходя из вышеприведенных двух аятов ученые сказали, что женщина должна восполнить этот пост подобно больным. Также она должна накормить за каждый день бедняка, как та, которая могла поститься, но оставила пост по причине боязни за ребенка.

Второе мнение: другие сказали, что она должна только восполнить и не кормить. Они считают, что аят «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» был отменен.

Третье мнение: есть такие, которые говорят, что женщина должна только кормить бедняка и не должна восполнять пост. Они считают, что она на самом деле могла поститься, но из-за своего ребенка не соблюла пост в месяц Рамадан. Также они считают, что аят «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» был отменен для всех, кроме беременных и кормящих женщин, а также стариков. Это мнение ибн ‘Аббаса и ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах.

Четвертое мнение: оно принадлежит тем, кто сделал различие между кормящей и беременной. Они сказали, что беременная только восполняет пост и не кормит бедняка. Что же касается кормящей, то она и восполняет, и кормит.

Они разделили между ними потому, что беременная не имеет другого выбора, кроме как разговеться, в то время как кормящая может дать своего ребенка кормилице, чтобы самой поститься.

Как мы видим, вопрос немного запутанный и может показаться сложным. Однако, подведя итог всем этим разногласиям, можно прийти к выводу, что, если мы возьмем мнение, будто та девушка, которая разговлялась в Рамадан по причине страха за своего ребенка, не должна возмещать этот день, — то многие женщины сегодня перестанут поститься. Потому что, как правило, замужняя женщина либо беременная, либо кормящая. И это обычное явление: она один год беременна, два года кормит, затем опять: год — беременна, два года — кормит. Получится так, что она вообще не сможет поститься.

Поэтому ученые сказали, что в любом случае у такой женщины есть оправдание. И последнее, четвертое, мнение, которое разделило между беременной и кормящей, как будто бы наиболее сильное. Потому что они действительно не равны: беременная не имеет выбора, в то время как кормящая его имеет: она может дать ребенка кормилице, если желает этого, как, в основном, поступали ранее мусульманки первых поколений.

Таким образом, если беременная разговлялась из-за страха за своего ребенка, — она просто возмещает этот пост и не кормит, так же, как если бы она была больной. Та же, которая оставила пост из-за кормления, возмещает этот пост, а также кормит бедняка за каждый пропущенный день, потому что она могла не кормить, а отдать ребенка кормилице. Это мнение имама Малика, да помилует его Аллах, и, как будто бы, оно наиболее сильное.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.