Ответы на вопросы

О запретности всех видов спорта, где бьют по лицу

Вопрос №172:
Можно ли работать тренером по боксу или по смешанным единоборствам?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

В достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, приводится хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал:

«Если кто-либо сражался со своим братом, то пусть он отдаляется от лица»,

— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2259, т. 3, с. 151; Сахих Муслима, хадис № 2612, т. 8, с. 31.

…и в другой версии этого же хадиса:

«Если кто-либо из вас будет бить, то пусть он отдаляется от лица».

— Сахих Муслима, хадис № 2612 (112), т. 8, с. 31; Сунан Абу Дауда, хадис № 4493, т. 4, с. 409; Муснад Ахмада, хадис № 7323, т. 12, с. 275.

Отсюда ученые вывели, что человек не имеет права бить по лицу другого человека. А в словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «أخاه» — «Своего брата»— имеется в виду не только мусульман, но и неверующие тоже, если, конечно, речь идет не о периоде войны. В основе же своей запрещается бить по лицу кого бы то ни было.

Причиной этому является следующее. Когда мы посмотрим на лицо человека, то увидим, что большая часть органов чувств, которыми Всевышний Аллах облагодетельствовал его, отражены на лице — это органы, благодаря которым проявляются зрение, вкус, обоняние, слух. Человек, который бьет другого человека по лицу, может лишить подвергшегося избиению одного из этих благ. Причинивший вред здоровью, лишив другого зрения, слуха и т. д., должен выплатить компенсацию («дия») — определенную сумму потерпевшему в качестве наказания совершившему подобное. И обычно эта сумма не маленькая.

Таким образом, те виды боевых искусств или виды спорта, в том числе бокс и бои без правил, в которых предусмотрены удары по лицу, являются запретными в нашей религии. Кто бы что ни говорил, какие бы доводы ни приводил, этот хадис является достоверным, и нет ничего, что бы его отменило.

Мы все наверняка не раз слышали, как некоторые люди из числа причисляющих себя к знающим говорят: «Пусть лучше наша молодежь будет заниматься этими боями и займет свое свободное время спортом, нежели они станут наркоманами или будут распивать спиртные напитки, воровать и прелюбодействовать. Мы выбираем наименьшее из двух зол». Они аргументируют эти слова правилом «Выбор наименьшего из двух зол» — известное правило в Шариате, но на это мы ответим следующее.

Во-первых: это правило не имеет отношения к шариатским текстам. В той ситуации, о которой мы говорим сейчас, приходит ясный прямой запрет из Шариата, ведь Пророк ﷺ запретил все, где приходится бить по лицу. Данное правило не применимо к тем темам, где имеется ясный текст.

Во-вторых: необходимо понимать, где можно применить это правило. Правоведы прибегают к этому правилу только в тех вопросах, где человека к чему-либо принуждают, например, говоря: «Либо ты это сделаешь, либо мы тебя убьем или изобьем, посадим в тюрьму» — и тому подобное. Данное правило не может применяться повсеместно.

Таким образом, в данном вопросе мы не можем прибегнуть к этому постулату, тем более, когда у нас есть дозволенные виды спорта. Ведь взамен мы можем предложить такие спортивные секции, где очевидно нет ударов по лицу, например некоторые виды тех же единоборств без ударов по лицу; занятия триатлоном, куда входят три дисциплины: плавание с соответствующей мусульманину одеждой, бег и велосипедный спорт, где можно достигнуть больших результатов.

Существует огромное количество видов спорта, которые в основе своей являются халяльными, если только человек не вознамерился заниматься ими для чего-то запретного. И если даже халяльные виды спорта в злонамеренном их использовании становятся запретными для человека, то что же говорить о тех, кто занимается теми видами спорта, которые в основе своей запретны, даже имея на это благие намерения!?

Видел ли кто-нибудь из вас, как проходят собачьи бои, с которыми можно провести аналогию соревнований, сопровождающихся ударами по лицу? Помню, однажды в детстве я видел, как ходили люди по городу и зазывали зрителей на собачьи бои. Зрелище, конечно, малоприятное: они приводили этих псов и стравливали, вызывая в животных ярость. Потом какое-то время удерживали их, пока не соберутся люди, чтобы заработать на этом, после чего происходило зверское столкновение.

То же самое происходит сегодня и с людьми: бойцов стравливают, сопровождая это взаимными оскорблениями и обидами для пущей ярости. А через некоторое время, после денежных ставок зрителей на того или иного, происходит зрелищный бой. На них зарабатывают деньги, а они наносят друг другу увечья.

Нет сомнения, что даже заработок от боев собак является запретным, как и ставки на победителя, тренировки собак и участие в этом деле. Так что же говорить о том, кто организовывает и участвует в харамных боях между людьми? Как бы это красиво ни оформлялось, и кто бы ни говорил, что есть какой-то шариатский выход из данного вопроса, — это является запретным. И Пророк ﷺ ясно сказал об этом в достоверном хадисе.

Поэтому нет сомнения: те, кто занимается такими видами спорта, а также те, кто тренирует или помогает, платят за это, ходят туда, радуются этому, — все они совершают запретное, за что будут спрошены перед Всевышним.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.